ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
25 Мая 2018 г. 14:07
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


АБВГДЕИКа- инженерная азбука ТТИ

1 Октября 2011 г.
Инфраструктура ТТИ ЮФУ: 7 учебных корпусов, обозначенных первыми буквами русского алфавита -А-Б-В-Г-Д-E-И-K, 7 студенческих общежитий, комбинат питания и многое другое- это предмет гордости института и, наверное, зависти коллег в других университетских структурах. Плюс ко всему еще и современное высокотехнологичное оборудование, мастерство и профессионализм профессорско-преподавательского состава, взаимовыгодное сотрудничество в научной сфере с реальным бизнесом - вот тот актив, который позволяет институту отвечать запросам времени и выпускать тысячи классных специалистов. Кроме того, уверен руководитель ТТИ ЮФУ Александр Сухинов, уже сегодня все это дает возможность в чем-то действовать на опережение, предлагая инновационной экономике, необходимые ей новые кадры - инженеров-исследователей и инженеров -разработчиков.


- Александр Иванович, качество специалистов, бакалавров и магистрантов во многом зависит, очевидно, от уровня подготовленности абитуриентов, поступающих в вуз. Как прошла в этом году в ТТИ приемная компания, насколько вы удовлетворены ее итогами?

-  Естественно, уровень абитуриентов очень важен, потому что без базовых знаний по физике, математике, русскому и иностранным языкам подготовить квалифицированного специалиста невозможно. Поэтому повышение уровня подготовки специалистов начинать нужно с уровня абитуриентов, с их отбора. В перспективе мы планируем создание собственного интерната или лицея, в общем, структуры, позволяющей нам влиять на уровень подготовки будущих абитуриентов, проводить внутренний конкурс успешности, выявлять самых талантливых ребят.

Что касается набора 2011 года, то мы провели его, как и весь университет, вполне успешно и выполнили госзадание. Наиболее востребованными в эту приемную кампанию оказались такие направления подготовки : информационная безопасность, информатика и вычислительная техника, программная инженерия.

Соответственно, достаточно высоким более 170, оказался и проходной балл практически на все профили в рамках перечисленных направлений подготовки, на некоторые даже более  210. Хороший конкурс в этом году был как на базовых факультетах ТТИ – автоматики и вычислительной техники, радиотехническом, информационной безопасности, естественно-научной и гуманитарной подготовки, так и на факультете управления в экономических и социальных системах.

Несколько ниже – проходной балл на факультете  электроники и приборостроения, где сосредоточена подготовка в области нанотехнологий. Что касается нанотехнологий – это вопрос особый. Возможно, не слишком высокий конкурс в данном случае связан с недостаточной «раскрученностью»  специальности. Это новая для общества информация, она еще не укоренилась в сознании обычных людей, еще не всем понятно востребована ли она на рынке труда, где и кем может работать такой специалист. В данном случае, мы, наверное, можем констатировать, что сработали на опережение. То есть, уже сегодня мы готовим специалистов  по тем специальностям, которые могут быть востребованы  в ближайшей перспективе на рынке труда. Одним словом, закрываем будущие потребности рынка, которые сегодня реальным сектором экономики, бизнесом представлены явно недостаточно с учетом потребностей проходящей в стране технологической модернизации.

Соответствующие потребности в промышленном производстве, в отраслевой науке появятся в ближайшей перспективе. С другой стороны это значит, что к будущему  социальному заказу мы уже готовы.

Стоит отметить, что  конкурс и проходной балл были в этом году высокими и на специальности (направления подготовки) , которые являются для ТТИ относительно «молодыми» –  перевод и переводоведение. Специалистам этого профиля требуются навыки не просто технического перевода, их эрудиция, объем знаний и мастерства должен быть такой, чтобы переведенный текст отражал нюансы оригинала. Поэтому переводчикам, на наш взгляд, требуется системность и логичность мышления, что мы стремимся воспитать в наших выпускниках.

Большой интерес у абитуриентов вызывают также компьютерный дизайн. В этой сфере мы делаем специальный акцент на том, что именно товарный вид изделия в современных рыночных условиях становится серьезным конкурентным преимуществом для высокотехнологичных товаров.

Что же касается контрактного набора, то здесь результаты наши не так впечатляющи. В этом году высокие проходные баллы на бюджет, можно сказать, сработали в какой-то мере против нас. На некоторые наши профили (направления подготовки) в других вузах Юга России проходные баллы были на 40-50 пунктов меньше, и  какая-то часть абитуриентов от нас закономерно уходила на бюджетные места в эти вузы.

- Из каких регионов приезжали абитуриенты, которые хотели поступить в ТТИ?

- ТРТУ-ТРТИ-ТТИ всегда на протяжении своего существования имел статус регионального и всероссийского вуза. В советское время до 60 процентов всех студентов у нас были представителями Восточной Украины и Юга России- северо-кавказских республик, Краснодарского и Ставропольского краев.  Но и сегодня, несмотря на политические и демографические изменения, мы остались  вузом, работающим на интересы всей нашей страны. В этом году более 25 процентов абитуриентов приехали учиться в ТТИ из Краснодарского края,  16-17 процентов - из Ставрополья, 8-10 процентов - из республик Северного Кавказа, порядка 10  процентов - из Ростовской области.

На некоторых факультетах ТТИ сейчас  иногородние студенты составляют львиную долю всего состава; на радиотехническом факультете, к примеру, таких студентов более 80 процентов.

Стоит подчеркнуть, что после вхождения ТТИ в состав Южного федерального университета вуз продолжает с успехом играть роль системообразующего, научного и образовательного центра на Юге страны.

В настоящий момент инфраструктура ТТИ позволяет в целом принимать студентов из других регионов. Семь построенных в разное время общежитий вмещает сегодня  более 2500 студентов. Правда, некоторые их корпусов были построены еще в середине прошлого столетия. Общежитие номер 5, в котором более проживает 520 студентов, вообще построено еще в 30-х годах прошлого века. Нам необходимо срочно создать эквивалент этих мест. Поэтому мы очень рассчитываем, что в этом году нам удастся начать строительство нового общежития, проект которого уже готов.  На строительство потребуется 200 млн. рублей, и с финансированием, надеемся, все получится.

- Президент РФ Дмитрий Медведев в этом году несколько раз обращался к проблемам подготовки инженерных кадров. По мнению главы государства в инженерном образовании у нас есть серьезные проблемы, а  подготовка инженерных специалистов в стране  до сих пор ориентирована на массовое индустриальное производство 30-50-летней давности. На ваш взгляд, нужно ли менять систему инженерного образования и что в этом смысле предстоит сделать?

- Конечно же, важнейшая проблема современности, важнейший аспект в модернизации экономики страны -  это необходимость поднимать престиж профессии инженера. Это задача, которую предстоит решать всему нашему обществу. Естественно, речь идет не только в материальном вознаграждении труда инженеров, ставится цель не только увеличить заработную плату инженерным кадрам, но и повысить общественную значимость их труда и общественный статус  профессии инженера.

Естественно, важное значение имеет и экономическая обстановка вокруг нас, на которую университет влиять не может. Другое дело, что мы можем и должны формировать предпосылки  для того, чтобы и в реальном бизнесе, и в госсекторе появилось значимое число рабочих мест в хай-теке.

Кроме того, нам необходимо переосмыслить подходы к подготовке инженеров-разработчиков, а именно такие кадры будут необходимы инновационной экономике. Наряду с традиционной подготовкой  магистров в инженерной сфере необходимо уже сейчас готовить такие категории как магистр – исследователь  и  магистр -  разработчик. Подготовку таких специалистов можно вести только с применением самых современных аппаратных и программных средств и технологий. Владение современными технологиями и умение использовать новейшее оборудование- это ключ к успеху для таких специальностей.

В этой связи на повестке дня стоит важнейшая для нашего образования задача - тотальный поиск талантов в инженерном деле. Нужны профессионалы, которые могли бы не просто копировать чужой опыт, а были бы способны переосмысливать его и находить новые, свежие решения. Необходимы люди, умеющие нестандартно мыслить и подступаться к проблеме, не бояться ее решать.

Я сам еще, будучи студентом, принимал участие во встрече с Петром Капицей. Так вот он учил нас тогдашних студентов тому, что знания хороши, если воспитывают творческое мышление или нестандартные подходы к решению задач. Знания, воспринимаемые как  простая сумма данных, не развивают творческое мышление и являются бесполезными .

 

В этой связи очень интересная практика существует уже сегодня в МФТИ. Там ведут буквально штучный отбор талантливых студентов, которых прикрепляют к специалистам РАН и сотрудникам ведущих промышленных компаний. Эти студенты помимо обучения принимают активное участие в реальных исследованиях и разработках.

Мы уже сегодня можем готовить таких нестандартно и творчески мыслящих инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков. У нас есть современное оборудование,  и квалифицированные преподаватели, многие из которых активно занимаются научными исследованиями и участвуют в разработках наших многочисленных КБ и НИИ, у нас хорошая базовая подготовка. И, конечно,  необходимо владение современными программно-аппаратными методами исследования и разработок, в том, числе суперкомпьютерными технологиями.

Очень важно для повышения качества подготовки специалистов, чтобы во главе каждого из направлений нашей работы стояли настоящие лидеры - высокие профессионалы в области обучения, обладающие рядом важных качеств.

Это должны быть профессионалы, известные в РФ и за рубежом. Они должны хорошо владеть современными знаниями в области технологий разработки и проектирования и, конечно, быть талантливыми преподавателями.

Конечно, для решения, поставленных президентом перед инженерным образованием задач, мы должны снизить нагрузку на одного преподавателя и обеспечить достойную зарплату. Необходимо привести в оптимальное соответствие соотношение количества студентов, приходящихся  на одного преподавателя. Высокая нагрузка, как в настоящий момент -10:1, не служит повышению качества обучения. На наш взгляд, учебный процесс и подготовка специалистов с использованием сложного и чрезвычайно дорогостоящего оборудования оптимальна при соотношении 5:1 или 4:1- это приведет к повышению качества подготовки.

- Вы несколько раз подчеркивали то важное значение, которое сегодня приобретает знание современных программных и аппаратных методов исследования и разработок. А готовы ли специалисты для работы на сложном современном оборудовании?

- Проблема эффективного использования нового оборудования и технологий для реальных НИОКР сегодня действительно существует. Все установленное в ТТИ  современное и уникальное оборудование освоено и активно используется. Оборудование НОЦ Нанотехнологий,  ЦКП супервычислительных ресурсов, НОЦ прикладной электродинамики и антенных измерений (безэховая камера)  и многое другое – составляет гордость нашего ТТИ. Мы готовим наших выпускников  для работы на таком оборудовании.

- На недавней встрече со студенчеством президент Медведев как-то очень резко заявил, что ректор, который не может накормить студенчество, должен уйти на покой. В этом смысле у вас, похоже, более чем благополучно. И о вашем комбинате питания прямо легенды ходят. Как вам удалось этого добиться?

- Наш комбинат питания «555», действительно хорошо знают не только студенты, но и жители города. Самое замечательное, что качество приготовления там таково, что блюдом прямо со студенческой раздачи мы можем угостить высокопоставленных чиновников, и даже министра А.А. Фурсенко кормили. И, несмотря на то, что комбинат питания - успешное в экономическом смысле предприятие, цены удается  удерживать и кормить студентов вкусно и недорого.

Галина Саценко

 




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94