ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
21 Августа 2018 г. 8:47
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru

Рейтинг факультетов ЮФУ

30 Декабря 2011 г.
Тенденции современного образования и условия конкурентной борьбы диктуют необходимость серьезного наращивания конкурентных преимуществ университета, развития «семимильными шагами». Чтобы оставаться в числе лидеров отечественного образования, необходимо стимулировать собственную активность в области модернизации образования.


Модернизация управленческих практик с необходимостью предполагает разработку и внедрение механизмов мониторинга и комплексной оценки эффективности деятельности как структурных подразделений, так  и вуза в целом.

Становление системы рейтингового мониторинга подразделений ЮФУ проходило в несколько этапов. На первом этапе – в период институционализации Южного федерального университета – администрация вуза, равно как и его профессиональное сообщество, столкнулись с ситуацией конкуренции различных проектов рейтингового мониторинга. В ходе интенсивной общественной дискуссии удалось консолидировать ряд предложений и проектов, таким образом, на втором этапе уже была сформирована целостная система показателей, включающая множество индикаторов, варьирующихся от показателей финансовой активности в области оказания дополнительных образовательных услуг до степени обеспеченности основных образовательных программ модернизированными учебно-методическими ресурсами.  В этот период разработанные процедуры рейтингового мониторинга прошли успешную практическую апробацию; более того, легли в основу системы распределения стимулирующих надбавок к заработной плате. Фактически была установлена однозначная корреляция между рейтинговой позицией структурного подразделения и объемом стимулирующих выплат, которые получали его сотрудники, обеспечившие успех своего учебного подразделения. Данное решение повысило значимость рейтингового мониторинга не только для системы управления, но и для общественного мнения, поскольку внутренняя конкуренция по достижению высоких рейтинговых позиций вскоре приобрела мотивационную трактовку. С этого момента начался третий этап становления института рейтинга, этап, на котором во главу угла был поставлен вопрос о повышении объективности используемых показателей. Проведенная общественно-профессиональная экспертиза позволила ревизовать ряд критериев, привести их к количественно квалиметрируемым значениям. Определенные изменения претерпела и процедура проведения рейтингового мониторинга.

Таким образом, мы можем констатировать, что система рейтингового мониторинга деятельности подразделений стала неотъемлемой частью системы управления университетом, базирующейся на своде локальных нормативных документов, устанавливающих систему показателей и регламентирующих процедуры их оценки. Необходимо отметить, что действующая система рейтинговых показателей сформировалась под влиянием двух разнохарактерных детерминант. С одной стороны, принятый набор рейтинговых индикаторов легитимирован комплексом нормативных документов как внешних, так и внутривузовских. Наиболее значимым нормативным источником рейтинговых показателей является Программа развития Южного федерального университета, устанавливающая совершенно конкретный свод целевых показателей развития университета, которые очевидным образом и составили базис системы рейтинговых индикаторов. В силу того, что целевые показатели развития преимущественно касаются деятельности в области набора студентов, финансовой деятельности и параметров кадрового обеспечения основных образовательных программ, администрация университета ввела второй набор показателей, связанных с реализацией собственных задач факультетов. Этот второй набор показателей, не будучи ограничен регламентирующими новеллами Программы развития,  позволил существенно расширить перечень отслеживаемых показателей, включив в него индикаторы в области научной активности, учебно-методической и социально-воспитательной работы, деятельности по установлению двусторонних контактов с ведущими научными и образовательными организациями. Третий набор показателей позволяет отслеживать количественные и качественные характеристики обеспеченности основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых структурными подразделения, модернизированными учебно-методическими ресурсами. Таким образом, применяемая системы рейтинговых показателей является трехчастной и включает целевые показатели развития ЮФУ, собственные задачи факультетов и обеспеченность ООП ВПО учебно-методическими ресурсами.

С другой стороны, начиная с 2008 г., университет проводит целенаправленную политику по построению целостной системы менеджмента качества, в этом смысле, внедрение процедур рейтингового мониторинга деятельности структурных подразделений  можно трактовать в контексте развития СМК вуза.

Реализация процедур рейтингового мониторинга в духе открытости и транспорентности осуществляется под контролем общественно-профессионального сообщества университета – через механизм представительства председателей учебно-методических советов подразделений в Научно-методическом совете ЮФУ. Научно-методический совет, являясь постоянно действующим общественным коллегиальным органом, координирующим научно-методическую работу по совершенствованию учебного процесса и системы управления качеством образования, включает в свой состав ведущих ученых и экспертов Южного федерального университета.

Основной состав совета формируется из числа председателей учебно-методических советов подразделений, которые автоматически кооптируются в совет в момент введения в должность председателя УМС, таким образом, Научно-методический совет, являясь общеуниверситетским коллегиальным органом, тем не менее, тесно связан с профессиональным сообществом факультетов, поскольку учебно-методические советы, будучи созданы для содействия администрации факультета в совершенствовании учебно-методической деятельности, остаются, по сути, общественными собраниями.

Зачастую члены совета выражают критический, но конструктивный независимый взгляд. Они хорошо знают, что волнует преподавателей, доносят мнение факультета; и в то же время осознают важность стратегических задач развития университета. Процесс становления, конечно, был труден. Были долгие аргументированные выступления, дискуссии; каждое изменение, каждая формулировка Положения тщательно отшлифовывались. Сейчас можно сказать, что многие изменения действительно пошли на пользу. Например, изменение режима самоаттестации по выполнению целевых показателей на получение данных из административных служб привело к большей объективности и большему вниманию к работе и нуждам факультетов. В целом, благодаря мониторингу, акцентирующему усилия всего нашего сообщества на определенные задачи, позиции университета по многим показателям серьезно улучшились. В качестве примера можно привести обеспеченность учебно-методическими ресурсами.

Обеспеченность основных образовательных программ основными учебно-методическими ресурсами на начало 2011 года представлена 87,5 тыс ед; степень модернизации учебно-методических ресурсов при этом усреднено составила 40%; представление учебно-методических ресурсов в электронном образовательном пространстве университета возросло до 39 тыс ед. Опрос студентов, проведенный среди студентов 3-5 курсов специалитета, бакалавриата и магистратуры всех учебных подразделений ЮФУ, включая филиалы (выборочная совокупность 2430 чел.) в 2011 г., показал, что более 80% студентов удовлетворены предоставляемыми учебно-методическими материалами по дисциплинам и информационными ресурсами.

Хотелось бы отметить, что многие преподаватели рассказывали, что именно обсуждение рейтинговых показателей с коллегами часто наталкивало их на мысли о расширении границ и возможностей, о применении новых технологий. А проверки обеспеченности основных образовательных программ учебно-методическими ресурсами нового поколения, проводимые в рамках мониторинга, уже традиционно стали не просто проверками, но активным обменом опытом и созданием совместных новых, иногда неожиданных, научных проектов и разработок.

В дальнейшем мы планируем, используя автоматизацию всех внутриуниверситетских процессов, приблизиться к такой схеме сбора данных, при которой нагрузка на сотрудников факультетов будет минимальной. Но, на наш взгляд, подобная возможность налаживания отношений между разными подразделениями должна сохраниться, пусть в другой организационной форме.

Невзирая на серьезные успехи, мы не останавливаемся на достигнутом. Резонанс по итогам последнего рейтинга был высок. Много внимания перспективам совершенствования системы рейтингового мониторинга деятельности факультетов уделили на ректорском совещании и на заседании Научно-методического совета. Было инициировано совещание с деканами, где выдвинуты предложения по оптимизации количества, структуры и критериального описания рейтинговых показателей.

Вместе с развитием ЮФУ и рейтинговые процедуры будут меняться, соответствуя новым задачам, способствуя повышению конкурентоспособности Южного федерального университета.

 

К.с.н., начальник

учебно-методического управления ЮФУ

В.А.Кирик,

начальник отдела дидактического

обеспечения учебного процесса УМУ ЮФУ

Е.А. Скокова 

 

Факультет

ИТОГОВОЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ

 

30

Изобразительного искусства ПИ

83

 

29

Философии и культурологии

82

 

28

ИАрхИ

64

 

27

Исторический

62

 

26

Управления в экономических и социальных системах ТТИ

62

 

25

Технологии и предпринимательства ПИ

61

 

24

Социально-исторического образования ПИ

60

 

23

Физической культуры и спорта ПИ

59

 

22

Электроники и приборостроения ТТИ

59

 

21

Филологии и журналистики

55

 

20

Социологии и политологии

54

 

19

Юридический

54

 

18

Геолого-географический

51

 

17

Педагогики и практической психологии ПИ

50

 

16

Высоких технологий

50

 

15

Математики, информатики и физики ПИ

47

 

14

Экономики, управления и права в образовании ПИ

46

 

13

Химический

42

 

12

Информационной безопасности ТТИ

41

 

11

Естествознания ПИ

40

 

10

Естественной и гуманитарной подготовки ТТИ

39

 

9

Математики, механики и компьютерных наук

36

 

8

Биологических наук

35

 

7

Психологии

34

 

6

Физический

25

 

5

Автоматики и вычислительной техники ТТИ

23

 

4

Экономический

22

 

3

Регионоведения

20

 

2

Радиотехнический факультет ТТИ

19

 

1

Лингвистики и словесности ПИ

16

 
       



comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94