ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
22 Августа 2018 г. 6:59
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Проблемы рейтингования российских вузов обсуждали в ЮФУ

15 Июня 2012 г.
31 мая в Южном федеральном университете начал свою работу двухдневный семинар по теме «Ведущий университет как инструмент развития регионов». Семинар был организован министерством образования и науки РФ, Национальным Фондом подготовки кадров и ЮФУ. В семинаре приняли участие руководители высших учебных заведений, представители органов власти, экспертного и бизнес-сообщества регионов Российской Федерации, другие заинтересованные лица.


Открытие семинара проходило в зале Ученого совета ЮФУ. Здесь были заслушаны доклады и выступления, в которых анализировались направления и механизмы влияния ведущих российских университетов на социально-экономическое развитие регионов и проблемы, связанные с рейтингованием деятельности вузов.

31 мая семинар открыл ректор ЮФУ Владислав Захаревич. Он отметил важность обсуждаемых здесь проблем, которые характерны как для зарубежных, так и для отечественных университетов. Затем  заместитель от имени полномочного представителя Президента РФ в ЮФО участников семинара поприветствовал его заместитель, д. с. н. Владимир Николаевич Гурба. Он коснулся миссии ЮФУ, особо отметил участие нашего университета в разработке «Стратегии-2020» и важность обсуждения тех показателей, которые отражают вклад ЮФУ в социально-экономическое развитие региона. С ним была солидарна заместитель министра общего и профессионального образования Анна Александровна Паршина. Она сказала, что с момента создания ЮФУ уже прошло достаточно времени, чтобы подводить определенные итоги проделанной работы. При этом обсуждение целого ряда проблем в деятельности университета может быть не менее интересным, чем обсуждение его достижений.

С подробным докладом на тему «Направления и механизмы влияния деятельности ведущих российских университетов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» на социально-экономическое развитие регионов и приоритетные отрасли экономики» выступила эксперт Национального фонда подготовки кадров (НФПК), к. с. н. Татьяна Карпенко.

- Ведущие российские университеты являются новым элементом институциональной структуры федеральных округов, - сказала Татьяна Ивановна, - и от нашего общего, консолидированного понимания роли ведущих университетов зависит объем и регулярность их государственной поддержки.

Наличие федерального университета в регионе уже само по себе является фактором, повышающем привлекательность региона, стимулирует активность молодежи по многим направлениям. Однако, чтобы глубоко понять роль и оценить значение ведущих университетов, нужно опираться на целый ряд показателей, отражающих деятельность вузов. Татьяна Карпенко сообщила, что НФПК готов предложить целый перечень разработанных показателей.

Этой проблематике был посвящен и доклад эксперта НФПК Ольги Перфильевой «Основные положения модельной методологии рейтингования российских вузов», который был вынесен на обсуждение участниками семинара. В своем докладе Ольга Перфильева предложила разработанную методологию в качестве рабочей версии, которая проходит апробацию.  Методология опирается на ряд основных принципов. В частности, она должна служить источником надежной объективной информации о деятельности университета и положении того или иного вуза среди остальных национальных вузов. Данная методология должна являться также инструментом поддержки потребителей образовательных услуг, позволяя через предоставление легко интерпретируемой информации ориентироваться в широком разнообразии вузов и предлагаемых ими услуг. Кроме того, методология должна содействовать интеграции вузов в глобальное образовательное и исследовательское пространство, поскольку положение в рейтингах является важным сигналом конкурентоспособности.

Все используемые элементы методологии (прежде всего, предлагаемые количественные индикаторы) прошли экспертную оценку и обсуждение. На основании полученных экспертных оценок были выделены 65 индикаторов по пяти направлениям деятельности вузов (научно-исследовательская деятельность, обучение/преподавание, международная деятельность, трансфер знаний, взаимодействие с регионом).

Проблема рейтингования актуальна и для зарубежных вузов. По поводу применения некоторых индикаторов нет единого мнения. Опыт зарубежных разработок весьма интересен, а его обсуждение, порой, вызывает серьезные дискуссии. Так, к примеру, в некоторых европейских моделях показатель, отражающий процент студентов, проходивших практику за рубежом, повышает рейтинг вуза. Наша система образования, наоборот, нацелена на то, чтобы студенты проходили практику преимущественно в пределах региона.

На семинаре с докладом «Стимулирование роста качества образования: инструмент и эффективность» выступила проректор по учебно-методической и социальной работе, д. с. н. профессор Ирина Мостовая. Доклад активно обсуждался участниками семинара.

В этот же день участники семинара выехали на факультет математики, механики и компьютерных наук, где ознакомились с работой центров коллективного пользования «Высокие технологии ЮФУ» и «Наноразмерная структура вещества», обсудили опыт ЮФУ в сфере развития инновационной деятельности, взаимодействие университета с бизнес-сообществом и другие вопросы.

На второй день семинар продолжил свою работу в Таганроге, где на базе ТТИ работала экспертная площадка по обсуждению вопросов развития научно-инновационной деятельности и критериев эффективности использования научно-исследовательского оборудования, вопросов взаимодействия со стратегическими партнерами университета. Здесь участники семинара также посетили ЦКП (НОЦ) «Нанотехнологии», «Безэховая камера», «Супервычислительные ресурсы». Состоялась также обзорная экскурсия по городу.

Валентина Колесник



comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94