ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
21 Октября 2018 г. 5:27
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Инклюзивное образование в ЮФУ

10 Сентября 2012 г.
Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Проект Концепции общенациональной системы выявления молодых талантов и комплекса мер по ее реализации в качестве приоритета предусматривает необходимость интеграции в единую систему механизмов поддержки талантов на уровне школы, вуза.


Многообразие форм и методов работы с одаренными детьми позволяет говорить о моделировании системы образования с учетом психологических, личностных, интеллектуальных и прочих особенностей каждого конкретного ребенка, каждого конкретного региона.

 Система работы с одарёнными детьми на Дону создавалась десятилетиями при активном участии ученых педагогического института. ПИ ЮФУ на сегодняшний день занимает лидирующее положение в области педагогики и психологии в Южном федеральном округе. Большинство учителей Ростовской области являются выпускниками Педагогического института ЮФУ. В целях дальнейшего развития региональной системы  и в соответствии с перечнем поручений Президента министерством образования Ростовской области была сформирована рабочая группа по вопросу «Развитие системы работы с одаренными детьми в Ростовской области», в которую вошли представители ЮФУ. Был разработан проект, цель которого - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения, что предполагает расширение единого образовательного пространства школы для реализации образовательной стратегии.

Олимпиады для школьников – один из основных способов выявления учащихся, имеющих  способности, возможность дать им мотив для дальнейшего развития и самореализации. На базе педагогического института ЮФУ, института управления бизнеса и права областным министерством образования проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по отдельным предметам базисного учебного плана. На базе ЮФУ был проведен финальный тур Олимпиады школьников для учащихся ЮФО по семи предметам. Организатором  регионального этапа Всероссийской олимпиады традиционно является министерство общего и профессионального образования Ростовской области. К работе в жюри в 2011 году было привлечено 20 докторов наук, 117 кандидатов наук из ЮФУ.   

 Одним из важных направлений работы со школьниками стала Донская академия наук юных исследователей (ДАНЮИ), собирающая каждый год на 44 секциях свыше 1000 школьников из Ростовской области, Краснодарского края. Филиалы ДАНЮИ созданы в 6 городах области. Сегодня  это 16 секций, работающих  на 11 факультетах ЮФУ. Основные задачи деятельности академии связаны с развитием проектно-исследовательской, творческой и поисковой деятельности, способствующей  привлечению старшеклассников, склонных к исследовательскому типу мышления и научному поиску по логической цепи «научно-ориентированный ученик - студент-исследователь - ученый-новатор» и отбору талантливых учащихся для поступления на факультеты ЮФУ.

 На базе ТТИ работает очно-заочная школа интеллектуально одаренных детей, в которую было зачислено 900 учащихся. В школе разработаны программы по математике, биологии, химии, физике, русскому языку, литературе. Многие учащиеся школы стали победителями и призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады. Не первый год работает воскресная школа по информатике для школьников на факультете механики, математики и компьютерных наук.

Основная цель созданной в 2009 году Школы молодых инноваторов «Юный Эйнштейн» - развитие  в игровой форме навыков научно-практической деятельности. Школа пользуется большой популярностью у учащихся, поскольку ее программа основана на разумном сочетании учебы, элементов игры, творчества и отдыха, позволяет юным  исследователям сделать первые пробные научные проекты под руководством преподавателей ЮФУ. За 2009-2010 гг. было проведено четыре ШМИ, в которых приняли участие более 300 старшеклассников из школ, лицеев и гимназий. Данные об участниках проекта составляют базу одаренных школьников Ростова и области. В 2010 году  в Школе  прошел  первый научный квест с элементами мастер-класса и деловой игры - ученики 20 лицеев и гимназий Ростова получили возможность почувствовать себя в роли исследователей. 

 В 2005 году был основан Донской центр химического образования (ДЦХО), основные цели  которого - поддержка традиций и достижений отечественной химической научной школы, обеспечение преемственности поколений и непрерывность эколого-химического образования. Работающий в содружестве с Донским центром химического образования единый научно-образовательный центр (НОЦ) ЮФУ предоставляет  широкие возможности для реализации указанных принципов. Здесь проводятся занятия со школьниками 13-17 лет  и школьными преподавателями естественных дисциплин.

В дисплейных классах Центра можно самостоятельно «сконструировать» любую молекулярную систему или кристалл, увидеть движения атомов и молекул в различных процессах. Работа центра основана на сочетании компьютерного (виртуального) мира неограниченных возможностей с основополагающим для химии реальным соприкосновением с веществом, знакомство с наиболее передовой техникой его изучения, дает возможность ознакомиться со своеобразными исследовательскими порталами.

Все направления работы поддержаны имеющимися экспериментальными и интеллектуальными ресурсами химического факультета, НИИ ФОХ и отделом физической и органической химии ЮНЦ РАН. Работают курсы повышения квалификации преподавателей средних учебных заведений. Ведущие химики ЮФУ читают для учителей Ростова и области лекции по наиболее актуальным проблемам. Особую роль играет web-сайт, который содержит публикации о достижениях химиков, лучшие исследовательские работы школьников, оригинальные статьи, монографии и лекции, статьи по другим естественным наукам.

Естественнонаучный музей ЮФУ в рамках Школы  и программы Фонда В.Потанина «Человек изобретающий» уже второй год проводит бесплатный интерактивный курс лекций для старшеклассников  на основе коллекций трех музеев: Естественнонаучного музея ЮФУ, Ростовского областного музея ИЗО и Ростовского областного музея краеведения. Создатели курса стараются вовлечь школьника в процесс  изобретения. Интерактивные лекции заинтересовали  учителей, для которых команда проекта на отдельных занятиях рассказывает о том, как сделать урок интересным и «увлечь, чтобы научить». Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера.

 Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально и для системы художественного воспитания и требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования.

При факультете непрерывного и дополнительного образования ПИ работает художественная школа, где занятия для детей ведут член-корреспонденты РАХ, доктора педагогических наук, студенты-бакалавры, магистры, выступающие в роли тьюторов. Непрерывность художественного воспитания талантливых детей является приоритетным направлением - многие выпускники  школы продолжают обучение  на факультете ИЗО.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ предполагает использование современных информационных технологий, дистанционного обучения, которое позволяет заниматься в удобное для ребенка время в удобном режиме, параллельно с учебной деятельностью в образовательном учреждении. Для учащихся области, не имеющих возможности присутствовать на очных сессиях, введено дистанционное обучение. С 2002 по 2009 год было проведено 15 Интернет-каникул и Интернет-смен, в которых приняло участие более 600 учащихся города и области; реализовано 15 Интернет-проектов, участниками которых стали более 750 старшеклассников. При этом более 1500 школьников стали участниками сетевой олимпиады (проект ЮГИНФО ЮФУ и городского Центра по работе с одаренными детьми «ДАР»  при поддержке волонтеров-студентов университета).

Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми – одно из важных направлений деятельности ЮФУ, которое предполагает тесное сотрудничество специалистов разного профиля. Университет готовит педагогов, вооруженных новыми методиками, в том числе в работе со школьными учителями, родителями.

С этого года планируется  набор на магистерскую  программу «Тьюторство в сфере образования». Магистерская диссертация, которую напишут выпускники программы, будет касаться изучения проблемы инклюзивного образования в части работы с одаренными детьми и инвалидами. Программа рассчитана на учителей, руководителей школ, центров, летних оздоровительных лагерей. Это даст возможность проведения в дальнейшем летних школ для одаренных детей.

В Ворошиловском районе по инициативе пединститута ЮФУ создана и активно действует инновационная площадка. Ученые университета раз в месяц проводят семинары с преподавателями общеобразовательных школ города, где активно обсуждаются проблемы, связанные с сопровождением одаренных детей, издается сборник докладов по самым актуальным вопросам.  

ЮФУ проводит работу по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, формирует региональный банк данных школьников, показавших хорошие результаты в олимпиадах, конкурсах, а также обучающихся в заочных школах для одаренных детей.

В ЮФУ создан Центр инклюзивного образования (руководитель - Лариса Гутерман). Центр работает над созданием банка диагностических методик. Востребованы магистерские программы по развитию технологий. Центр индивидуального образования ЮФУ, руководителем которого стала Лариса Гутерман, призван обобщить наработанный в пединституте и в целом в ЮФЙУ опыт. Он станет координационным центром в области.

Ученые ЮФУ решают проблему эффективной организации работы с одаренными детьми в условиях обычных классов на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).

Работа с одаренными детьми должна быть системной. Необходимо довузовское и внутривузовское сопровождение молодежи, когда для ученика в школе разрабатывается индивидуальная программа, а далее в университете он учится по индивидуальной траектории.

Требует расширения система стимулов для одаренных детей и талантливой молодежи: помимо грантов, стажировок необходимо выйти с инициативой законодательно решить вопрос о зачислении победителей в магистратуру и аспирантуру, что обеспечит наиболее талантливым студентам максимальную самореализацию и станет, тем самым, необходимым в условиях изменчивой экономики «социальным лифтом» для талантливой молодежи.

Ирина Дикарева




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94