ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
24 Июля 2017 г. 1:41
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Трехмерное измерение жизни

3 Марта 2010 г.
Еще в середине века 20-го Чарльз Сноу писал: «человечество находится под угрозой не расширения горизонта, а напротив сужения его. Через поколение или два фантазия человечества не расцветет, а погаснет». К счастью, есть люди, способные создавать, хранить заветные кристаллы красоты. Художники. 5 марта в выставочном зале Союза художников проходила юбилейная персональная выставка двух Мастеров – скульптора Сергея Олешни и живописца Ларисы Ушаковой.


Чтобы отстаивать в мире что-то, надо, прежде всего, изваять себя, стать личностью, которая оставит в мире отпечаток. Это как нельзя лучше можно отнести к известному в России  скульптору Сергею Олешне.

Сергей  Олешня, заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор ПИ ЮФУ -  автор станковых и монументальных произведений, участник многочисленных выставок, принадлежит к поколению, которое стремительно  вошло в искусство 80-х. За это время скульптор прошел большой творческий путь и стал  зрелым мастером. Недавно он отметил свой 55-летний юбилей.  В рабочем порядке. Персональной выставкой, первым  заседанием Южного отделения РАХ, одним из инициаторов создания  которого и стал скульптор.

- Осенью 2009 года в Ростове почти одновременно произошли два значительных события. Одно из них – профессиональная выставка Президента РАХ З. Церетели, а второе – открытие монументального памятника основателям города, автором которого является член-корреспондент РАХ  С.Н. Олешня,- отметила на открытии выставки М.В. Хабарова, начальник отдела по связям с регионами РАХ, искусствовед.-  Свое пребывание он начал с осмотра памятника и остался доволен, дав высокую оценку  работе и по замыслу, и по исполнению.

Работы Олешни можно увидеть в Пензе, Уфе, Москве, Дортмунде, Донецке, Элисте, Кисловодске. Сергей Олешня принимал участие в создании нескольких рельефных композиций – это мемориальная доска «Участнику азовских походов Петра I, фельдмаршалу и адмиралу Федору Головину», рельеф «Взятие Петром I Азова», «Скифский всадник». Он выполнил портретные бюсты Дмитрия Донского, Александра Невского для кадетского корпуса им. М.Шолохова; скульптуры Преподобного Сергея Радонежского, Царя Ивана III, Святителя Дмитрия Ростовского. Уменьшенные копии некоторых из них  и были представлены на выставке. Они дают представление о  профессиональном мастерстве автора, его художественной концепции и его мироощущении.  

Строим  разумное, доброе, вечное

Он из тех, кто создает, питает  духовный мир. Своими скульптурами он формирует новую эстетическую среду, новый облик города.  Он  создает пластические  произведения, выполняющие не только художественные, но и архитектурные функции.  

Несколько лет назад появились его первые композиции на донскую тематику,  органично вписавшиеся в городской  ландшафт. Сегодня многие уголки Ростова уже трудно представить без его произведений. 

 Мастер особенно охотно берется за  работы, которые по самой своей природе располагают  к созданию жанрово-характерных  композиций. Речь идет, прежде всего, о композиции Отцы-основатели города. 3 года шла работа над первым в городе памятником, увековечившим  существенный исторический пласт. Подобные проекты  требуют мастерства, связанного с решением множества технических задач. Они требуют от автора и правильного выбора материала, и оптимально прочной, выверенной конструкции.

Автор работ должен чувствовать свою ответственность  перед историей страны, перед жителями города, в котором живешь, считает скульптор. К истории у Олешни отношение особое. Ему присуще удивительное чувство истории. Он поражает скрупулезностью в изучении ее, работая над произведением, он пласт за пластом исследует  конкретную эпоху, перелопачивая уйму архивных документов, воспоминаний современников и участников событий. Очень важно не потерять связь времен, суметь увидеть за частным, конкретным большое и великое, считает Олешня.  Именно такой подход и делает его    Елизавету и скульптурную группу Отцы-основатели Ростова-на-Дону значительным, ярким событием  в жизни города.  

-  Слепить можно все, что угодно. И говорить, как  это здорово. В Питере, жемчужине России,  образовался новый  бренд – чижик-пыжик. Но если обернуться, то в  Александровском  саду  стоит памятник Екатерине скульптора  Микешина,  шедевр европейского уровня, блестяще придуман, блестяще слеплен, с прекрасной  энергетикой.

У нас есть памятники сантехнику, челноку. Похоже,  все стали забывать, что скульптура  –   прежде всего КРАСИВОЕ, сетует скульптор, это воспевание подвига,  выдающейся личности. Это сам смысл  деяния, его  красивая оболочка в умелом пластическом решении  и удачно вписанное в красивое место.

Только при наличии этих трех составляющих  скульптура выполняет свою миссию.  

- К примеру, женщина с голубем,  ростовская скульптура.  Сама по себе скульптура  хорошая, но, во-первых,  это не наша культура, не наша пластика,  она была сделана в Прибалтике. Во-вторых, место выбрано неудачно.  Ей место, например, в парке.

Есть яркие памятники. Памятник Ленину у парка Горького, например,  вписан удачно. Памятник Буденному, это - гимн Советскому Союзу, гимн  Родине. Два прекрасных монументальных  здания рядом подчеркивают его величие. 

- Памятники  должны отражать эпоху, тогда это остается в веках. Известны прекрасные памятники Греции: Афина - гимн победе, дискобол – гимн спорту.   В основе – красота, а не идеология. Творчество  должно быть этически уравновешенно. Тогда оно принимается людьми.

 От человека разумного к человеку творческому

 Учится премудростям скульптуры  долго. Скульптор  созревает к 35-40 годам, считает Олешня.  До этого идет  активное накопление знаний, опыта. Скульптура - это  не только искусство, это  еще и наука. Трехмерное пространство требует знания  анатомии, законов композиции, технологии материалов, процессов. Если в  живописи  мыслят категорией двухмерной,  два измерения – высота и ширина, то скульптура -  трехмерна. Живописец без использования  особых методов науки может написать трехметровую картину. В скульптуре  без науки, без специальной системы увеличения методом точек на увеличительной раме сделать трехметровую фигуру не возможно. Скульптору многое приходится учитывать и  просчитывать. Он должен  чувствовать,  прежде всего, трехмерность пространства, обладать чувством пластики. Плюс наука: арифметика, химия, физика, геометрия, анатомия. Психология, наконец, надо уметь настроить себя на работу, как музыкальный инструмент.

- Искусство - тонкая материя. Важна душа, сердце художника. Институты заканчивает масса людей.  Это масса ремесленников. Художников - единицы. Это штучный товар. Художнику  трудно, он открыватель пластических начал, носитель мысли, идеологии,  он иной раз и сам до конца  не понимает, что он носитель. Его ведет звезда. Он идет  на свет. Когда материализовал идею, начинает понимать, что сделал,- считает Олешня.

 Но если художник – скульптор - это штучный товар,  то композитор – скульптор – товар достаточно редкий. Есть много скульпторов - исполнителей, ремесленников. Как в музыке - есть исполнители, есть композиторы. Или в кино. И все  работают на один результат. Если  хороший сценарий, хорошая энергетика, с добром, все на пленке останется, и все отдается зрителям. Скульптор,  как режиссер. Рождение произведения - это тоже коллективное творчество. Скульптор  сочинил, потом исполнители материализуют   вместе с ним мысль -  форматоры, литейщики, восковщики, архитекторы.

- Это страшно тяжелый крест. Проще быть исполнителем, скульптором-ремесленником. Многие вещи не можешь сам себе объяснить. Это – движение в неизвестность. Что-то ведет тебя, и ты творишь.  Господь, Создатель сделал,  ты -  только Его руки, ты -  носитель идеи и  еще надо заслужить, чтобы  именно тебе это было дано, в твои руки, в голову вложено Господом.

  Лепка характера 

Мне повезло, считает Сергей Николаевич, у меня были великолепные учителя. Сначала  известный  ростовский скульптор И.И. Резниченко, автор скульптур на Ростовском цирке. Он разглядел в молодом художнике  способности и  порекомендовал поступить в одно из  лучших в СССР - Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого на отделение скульптуры.

 До революции там была средняя школа императорской Академии художеств, директором был академик, преподавали академики, там преподавал внук великого  Клодта. В училище  строго хранили традиции русского академического искусства. Из его стен вышли знаменитые художники - Бурлюк, Савицкий, Татлин, Лентулов, знаменитый график Некиреев. Там сами стены учили, вспоминает скульптор. Огромное здание, длиной с квартал, свой музей, можно было копии делать, библиотека с уникальными книгами, мощная галерея. Сергей  учился  у Владимира Ивановича Кошелева. Это был его первый набор.

 - В первую очередь, он учил думать. Он  был художник -  композитор. Мы прошли значительную академическую школу, утром учились, вечером лепили у него в мастерской. Это была самая лучшая практика.

 Сергей учился улавливать форму тела, определять на глаз глубину и высоту, соблюдать пропорции, передавать пластику человеческого тела.

Мы не вылезали из мастерской, все были увлечены,  вспоминает Олешня, у всех была сумасшедшая работоспособность. На курсе училось 10 человек. Это был многонациональный коллектив:  русские, немцы, корейцы, армянин, прибалты, калмыки. Сегодня все они  ведущие художники. Все состоялись. Кошелев сумел создать  крепкую группу, он сам много экспериментировал, был передовых взглядов.

- Он был очень строгий, окончил военное училище, служил в армии, осталась закваска -  у нас была военная дисциплина, не давал разболтаться.  Нас так и называли – кошелевцы. В 80 - году о нас  писали: «Молодые ребята буквально ворвались на выставку региона «Мое Нечерноземье». Мы у него были первые, я этим горжусь.

Многому научился Олешня у своего учителя,  сам стал педагогом,  проработал  в училище на отделении скульптуры 9 лет. Затем он вернулся в Ростов, окончил худграф  пединститута, восстановил в грековском училище скульптурное отделение, 3 года преподает в пединституте ЮФУ.  В педагогической деятельности  остался верен принципам, заложенным   учителем.

Завтра начинается сегодня

Преподавать должен играющий тренер, считает он. Тот, кто работает, экспериментирует, развивается, ищет.

- В работах не повторяюсь, то, что делал вчера, завтра сделаю  по-другому. Когда то, что лепил вчера, пропускаешь через себя, через свое сердце -  тогда ученикам интересно. А мне с ними. Это обоюдный кайф. Анатомия – скучнейшая наука, а они приходят, рисуют, делают огромные папки, потом приходят  в мастерскую и работают, работают, как мы когда-то.

Он учит их построению объемной фигуры, четкому рисунку, но главное  - умению видеть.

Живопись, скульптура,  графика  – это средства выражения мысли. Главное - образность  мышления. Как в  скульптуре, есть стержень, каркас, на него пластами накладывается глина и рождается образ. Преподаватель Олешня насколько добр и терпелив, настолько требователен и строг в вопросах работы.

Стараниями Сергея Олешни впервые на Юге России будет создано скульптурное отделение на базе  высшей  школы. Педагогическим институтом  ЮФУ проделана колоссальная работа. Открывается  отделение под профессионала, известного в России,  коим и является Сергей Олешня. Академия   одобрила кандидатуру, методобъединение суриковского института нашло возможным открыть отделение  на  базе ПИ ЮФУ.

-  Факультет ИЗО – бриллиант в короне ЮФУ.  Сегодня нет лучшей команды в ЮФУ, какая есть на факультете. И в центре России,  и на периферии нет такого сплава педагогических кадров, мастеров.   12   профессоров, 3 члена-корреспондента, Почетный академик РАХ, руководитель ПИ ЮФУ В.И. Мареев, 7 заслуженных художников России, все играющие тренеры, все выставляются. Это стало одним из решающих аргументов в решении открыть на базе ЮФУ Южное региональное отделение РАХ.

На Юге России работает плеяда талантливых мастеров, создателей и продолжателей различных школ. Создание Южного отделения позволит осуществить полный цикл обучения художников от художественной школы до  института и  аспирантуры. Кроме того, позволит создать на Юге уникальную систему творческих мастерских, вести которые будут члены Российской академии художеств.  Сергей Олешня сам прошел подобные мастерские. Такие группы объединяют разных по возрасту и мастерству художников, когда группы формируются по принципу работы в материале: камне, дереве, металле. Потоки ведут известные мастера. Они делятся с молодежью приемами, дают дельные советы. Да и сама работа рядом с мастером многому может научить молодежь. Это дает колоссальный  творческий импульс, уверенность в своих силах. Лучшего председателя Южного отделения трудно было и бы представить, настолько большим уважением и авторитетом пользуется в профессиональных кругах Сергей Николаевич.

- Он  по натуре своей созидатель,- отметил Владимир Трунин, профессор ПИ ЮФУ. - Он обладает редчайшей работоспособностью, он не равнодушен, неуспокоен в хорошем смысле. Он всегда ищет. Он инициатор  выставок  по Югу России.  То, что художники получают  награды и звания, во многом и  его заслуга. Он старается, чтобы труд, творчество  людей были оценены по - достоинству. Он многое делает для Союза художников.

- Будучи председателем Союза  с 2004-2005 г.  Сергей Николаевич  получил  у города и узаконил выставочный зал на Горького 84.- рассказывает Олег Игнатов, председатель Ростовского союза художников. -  Его большая  заслуга в том, что он практически сохранил мастерские художников Союза, когда  недвижимость, закрепленная ранее  за фирмой «Донской худфонд», после переговоров  с Союзом художников России  перешла к  областному Союзу. Это большой культурный центр - 49 мастерских. Его усилиями был создан большой каталог, посвященный  65-летию Ростовской организации Союза.

 Сейчас Сергей Николаевич вместе с заслуженным художником России Анатолием Деменьтьевым, скульптором, членом-корреспондентом РАХ Георгием Мясниковым работают над монументом  «Ростов-на-Дону – город воинской славы», который будет установлен  в районе аэропорта.

-  Заслуженный художник России, один старейших скульпторов,  Анатолий  Михайлович    работает рядом со мной, пашет в свои 72, как я.  Это выше всяких наград, медалей, званий. Это -величайший дар и пример для подражания.

 




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94