ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
24 Октября 2018 г. 3:59
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru

А гражданином быть обязан...

26 Ноября 2012 г.
Инновация, зародившаяся на базе кафедры социальных коммуникаций и технологий ЮФУ, объединяет Министерство образования области, Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в РО, Московскую школу политических исследований и несколько ростовских школ. Проект «Гражданское образование молодежи Дона» стартовал в марте текущего года. Итоги работы за 8 месяцев подводят руководитель проекта профессор Галина Денисова, доценты Людмила Клименко и Наталья Бинеева.


К обществоведению по-новому

Подготовка преподавателя-обществоведа требует сегодня нового подхода. Обществоведческий цикл предполагает не только компонент исторического знания, что естественно, но и интеграцию  социологии, политологии, экономики, философии и права.

- Генеральной идеей должно быть как раз формирование гражданского образования в школе, – говорит научный руководитель проекта Галина Денисова о первоначальных шагах проекта. – Интерес к гражданскому образованию у нас возник в связи с переходом системы образования на стандарт третьего поколения в 2010 г. В нем впервые за многие десятилетия выдвинуто в качестве самостоятельного направления подготовки учителя – обществознание. Однако однозначного прочтения цели обществоведческой подготовки в нашей стране до сих пор не сложилось. Рефреном в разных документах проходит идея необходимости формирования гражданского сознания, социальной активности, патриотизма – всеузнаваемый тезаурус, который вызывает ассоциации с советской школой. Но как мы сегодня понимаем гражданственность? То есть, разрабатывая концепцию программы подготовки обществоведов, мы столкнулись совсем не с педагогической проблемой. И мы как социологи сразу увидели в этой проблеме и макросоциологический (к тому же

дискуссионный) и практико-ориентированный аспекты. К тому же социологи вместе с этим направлением подготовки получают реального заказчика на образовательную подготовку – Министерство образования.

Точность терминов

Когда от учителя требуют формирования гражданственности у школьников, то учителя это понимают в традиционном советском смысле: «Гражданственность – это патриотизм», но это совсем не так.

- Гражданственность, – утверждает Галина Денисова, – это формирование автономного, в том числе и по отношению к государству, человека, а патриотизм – это любовь к родине, они могут пересекаться между собой, а могут быть совершенно обособленными. Мы с коллегами пришли к выводу, что сейчас обществовед должен заниматься именно этим — формированием гражданина. Для этого в ребенке необходимо развивать гражданскую и политическую культуру.

Как взаимосвязанные позиции «личность – общество – государство» заложить в школьную образовательную программу и систему внеучебной деятельности? Этот вопрос стал основой для концептуализации экспериментальных площадок в шести ростовских школах. Интеллектуальным толчком в этом направлении выступил проектный семинар, который наша кафедра провела с учителями и представителями городского управления образования в марте 2012 г. У нас появились партнеры – Московская школа политических исследований, Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области.

Мы пришли к выводу, что деятельность омбудсмена необходимо пересечь с деятельностью школьного обществоведа, потому что уполномоченный представитель по правам ребенка в школе, помимо того, что избирается самими школьниками для защиты их прав, должен создать условия развития основ демократической культуры среди школьников. Но многие из них, будучи просто назначенными школьной администрацией, даже не подозревают о своих задачах и функциях. Им для этого не хватает знаний. Так мы стали проводить семинары тренинги, повышающие профессиональные компетенции школьных уполномоченных, которых сейчас в Ростовской области уже более 600. В апреле на нашей базе в течение недели мы проводили обучение 200 уполномоченных. Потом выиграли тендер на разработку методического пособия для учителей по профилактике противоправной деятельности и экстремизма.

Еще одним результатом нашей работы стал набор студентов на бакалаврскую программу  Обществознание и правовая защита детства». Это значит, что школа получит учителя обществознания, который будет владеть методиками организации пространства для развития гражданской культуры личности, и владеть правовой базой, необходимой для деятельности омбудсмена. «Стоит отметить, что это уникальный, можно сказать, авторский проект, который реализуется на базе Южного федерального университета», - подчеркивает научный руководитель проекта Людмила Клименко.

Объединить усилия

Авторы проекта отмечают, что в донских школах развиваются различные социальные инициативы. Задача реализаторов проекта «Гражданское образование молодежи Дона» - в том, чтобы соединить их под эгидой единого методического центра, создать условия для конструктивного взаимодействия учителей-практиков, ученых, преподавателей вузов и директоров школ.

Другими словами, социологам, обществоведам, политологам нужна площадка для обмена опытом и выработки новых стратегий. Методический центр необходим для того, чтобы на этой площадке встречались и школьные омбудсмены, и управленцы, и учителя, и аспиранты с магистрантами для того, чтобы обсуждать вопросы, касающиеся гражданского образования.

Для организации деятельности экспериментальных площадок в школах в состав социологической лаборатории при кафедре СКиТ был приглашен специалист городского управления образования – Елена Межевикина. Она отметила, что поиски модели гражданского образования стихийно и спорадически ведутся в ряде школ города:

- Мы надеемся, что теперь эта работа, объединяя учителей-практиков и ученых ЮФУ, выйдет на новый уровень. На данный момент создано 6 экспериментальных площадок на базе следующих школ: МОУ СОШ № 105 и №16 Первомайского района, МОУ СОШ № 86 и № 87 Советского района и МБОУ гимназия №25 Октябрьского района. Следует сказать, что для каждой школы разрабатывается ее собственный проект эксперимента, учитывающий ее особенности и сложившийся опыт работы. Например, школа №105 отличается качественными характеристиками своих учеников. Здесь учатся дети мигрантов из Средней Азии, которые приехали на заработки в Россию.

Подчас в классе только 2-3 ребенка из числа местных жителей, а учительский состав решает множество проблем и административно-правового, и образовательно-педагогического характера. Мы хотим выстроить проект гражданского образования этой школы с учетом той работы, которая   здесь ведется по адаптации детей мигрантов к социокультурным условиям России.

Профессор Галина Денисова отметила, что общая идея экспериментальной площадки – интеграция образовательных предметов и внеаудиторной деятельности на основе идеи прав человека и гражданина – варьируется в своей реализации в зависимости от условий и практики деятельности конкретной школы. И это естественно, т.к. гражданские инициативы и гражданская активность не могут быть загнаны в некую стандартную матрицу. Для самой кафедры разработка этого проекта имеет большое значение: «ориентируясь на реального заказчика нашей образовательной деятельности – школу – мы тоже ищем оптимальные формы соединения теоретической подготовки студента (магистранта) и расширения его практических навыков. Могу сказать, что в нашем городе впервые социологи обратились к подготовке практиков, формирующих гражданское сознание молодежи. И мы уже сейчас видим, что кафедра сама преобразуется в экспериментальную площадку-студию, объединяя преподавательских состав, студентов, магистрантов и аспирантов-социологов. Мы только в начале пути».

Записала Дарья Курунина




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94