ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
15 Ноября 2018 г. 1:15
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru

Эмоциональное крещендо Александра Прищепы

26 Ноября 2012 г.
Искусство в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном, – писал Дидро. В работах скульптора, художника-педагога, завкафедрой дизайна и ДПИ Александра Прищепы калейдоскоп обыденно необычного.


В искусстве скульптуры есть закон больших чисел – монументализм, а есть малые формы. Художнику Александру Прищепе всегда была интересна именно малая пластика. Ее формы завораживают, впечатляют своей глубиной, цельностью и лаконизмом одновременно, считает художник. Но многое, если не все,
зависит от манеры автора, личности художника, теплоты, отданной его руками. И тогда незначительная на  первый взгляд деталь становится значимой, неизбежной, практически отправной точкой. В малой пластике бал правит гротеск. Первая биенале в Венгрии проходила под девизом: «Мир выжил, потому что смеялся».
- В искусстве должна быть улыбка, – считает художник, – в народном искусстве все построено на простоте, иронии, читаемости образа, легкой стилизации форм.

К этому жанру он обратился, учась на худграфе. Интересна была  его выпускная работа, получившая оценку «пять с похвалой». Дипломный проект «Казачий круг» – пятифигурная композиция, которую можно было моделировать самому зрителю, и меняющая в зависимости от этого и сюжет, и смысл, и прочтение. Сегодня мы живем под испытующим электронным взглядом, поток информации буквально накрывает нас с головой. Тем острее и настоятельнее  необходимость остановиться, осмыслить суть и порядок вещей. Живописно-пластические образы А. Прищепы чрезвычайно запоминающиеся. В его вещных работах предчувствие, предвкусие, предвидение. В арсенале художника произведения с явной психологической подоплекой, видимо, потому, что миссия художника во многом – философская, иногда даже врачующая.
- Ответственность художника велика. Он не должен забывать, что наши души подвержены травмам современности. В любом произведении прежде всего важна правда, – к этому выводу художник пришел давно.– Искусство – это своеобразный детектор совести художника.
В вещах, казалось бы, обыденных автор видит нечто большее, сакральное. В них поразительная, порой обескураживающая жизненная достоверность. Смысловой акцент  – очищенная до истины эмоция. Его герои обаятельны и трогательны, как шолоховские Нахаленок и Дед Щукарь. Образы, знакомые с детства, предстают перед зрителем в новом качестве. Иногда это целый авторский рассказ, почти кинематографичный, как в скульптуре «Ангина». Простуженный ребенок завистливо смотрит в окно, видимо, на играющих детей. В его по-детски трогательной мордашке столько интереса и досады одновременно. И зритель будто видит продолжение действа за окном, в комнате, как бы домысливая, долепливая недостающие детали сюжета. Источник серьезного авторского внимания, постижения и вдохновения – ЧЕЛОВЕК. Глядя на работы А. Прищепы, понимаешь, что библейские сюжеты продолжаются в
людях, живущих рядом с нами, ценности и заблуждения непреходящи, а жизнь – весы, уравновешивающие человеческие страсти и пороки. В его работах порой плотный замес фарса и драмы жизни. В них полиморфность мира. Мастер не открывает законы его «архитектуры», его истинная страсть в изучении архитектуры души, ее завоевывании пространства.
Работы художника – вереница пластических метаморфоз, парадоксов и сюрпризов, почти пластическое колдовство, вакханалия. В скульптуре «Моющая пол» мы видим распластанную на полу, практически распятую повседневной безысходностью женщину. Зрителя поражает и подкупает то, сколько художник вложил искренних эмоций в это монотонное, привычное и ненавистное для любой женщины занятие, превратив его в гимн труду. А. Прищепе присуща невероят-
ная свобода пластического языка. Скульптор уверенно создает свою философию форм. В его произведениях спаяны и традиционные формы, и удивительные пластические открытия. А. Прищепу, и это отмечают многие искусствоведы, отличает особая, ему присущая свободная манера лепки. На первый взгляд, кажется, работы похожи на наброски, но это, скорее, стремительная скульптура, если можно ее так назвать, художественный спор автора с действительностью, огромное желание отвоевать у нее мимолетное состояние.
И это не чисто формальные поиски языка пластики, это его стремление к гармонии, осознанный, прочувствованный процесс. Его работы динамичны, с мощным вектором внутреннего движения. В работах скульптора всегда основополагающи форма и к ней, послание. Не сиюминутное, вечное. В нем и ритмы современной жизни, и ритмы вибрации души вне времени. Работы автора интересны тем, что они неизбежно настраивают зрителя на вчуствование. Диалог всегда редкость, чудо. Особенно во времена тиражирования искусства. В работах мастера прочитывается огромное желание оставить след хоть в одной
душе. Художник с позиции собеседника, соучастника, а не наставника дает возможность включиться в разговор не только в качестве смотрящего и  воспринимающего, но и, что более важно, – размышляющего.

Живое касание искусства


Например, графическое полотно «Нырок». Иногда нужно большое мужество, чтобы нырнуть в неизвестное, неизведанное, чтобы обрести себя. В этой работе иной объем, иная среда, иной центр тяжести, перераспределение сил, эмоций. Именно эмоция, замешанная на удивлении, страхе, любопытстве и восторге, делает эту работу яркой, запоминающейся. Рождение образа, считает художник, диктует материал. Особенно в скульптуре. В мраморе должен быть виден свет. Художник побывал во многих всемирно известных галереях.
- Для художника определяющую роль играет свобода общения с материалом. Когда видишь оригиналы известных скульптур, чувствуешь силу взаимодействия художника и материала, биение пульса. Мне близка, например, философия материала Зураба Церетели. Еще в 70-е годы меня впечатлили его мо-
заичные работы в Адлере. Он создавал работы как дизайнер, учитывая и увязывая все образующие – архитектуру, природную среду.

Контрастное понимание искусства развито у А. Прищепы чрезвычайно. В нем явное, порой необузданное стремление глубже, рельефнее, отчетливее проявить свою авторскую волю. В его живописных циклах соседствуют неспешная, текучая акварель и работы, где плотные красочные замесы вязко перетекают, царит хроматическая маэстрия.
Креативный потенциал художника А. Прищепы велик. Он полифоничен – живопись, акварель, графика, художественный текстиль, дизайн. Это желание объять необъятное? И не боится ли при этом автор расплескать талант?
- Художник должен быть разнообразен. Если есть в нем творческая жилка, она нескончаема. Не должно быть страха, иначе не сможешь реализовать свой замысел. Творчество дает возможность высказаться на разных языках, если не будешь пробовать - не поймешь, и вполне возможно, будешь чувствовать себя
ограниченным человеком.
Давно пора сдать в архив вопрос о разных стилях, считает автор. В искусстве должны быть разные стили, главное – стремиться реализовать творческий потенциал по максимуму. Самому художнику присуще смелое освобождение от ограничений в стиле и методах. Но это не эстетствующий аттракцион,
не фокус. На территории его искусства царит почти языческая магия. Конечно, зрителям порой интересно, как рождаются работы. Но нам не
следует забывать, что приближение к миру художника бывает зыбким и недоверчивым.
- Когда ты в плену образа, не можешь избавиться от него, в голове рождаются и царствуют определенные сюжеты, мотивы.
Любое искусство – это во многом автопортрет, вобравший черты характера, личности, творчества. Его отличает и радует возможность избежать стереотипных схем, он борется за право быть художником-индивидуалистом. Понятие самостоятельности, самостийности – ключевое для художника, многие его работы – это и есть по большому счету «самостояние» автора. Александру Прищепе присуще еще одно свойство, которое удивляет, иногда обескураживает окружающих – поразительная работоспособность, ненасытность даже. Он многое успевает, потому что умеет разумно чередовать занятия – умственную работу – с физической (помогает ЛЮБОВЬ к земле), занятия скульптурой в мастерской – живописью на пленэре.
Он чрезвычайно разнообразен, увлекателен, артистичен. У него дар играть на грани. Но его отличает и уравновешивает удивительный творческий азарт и
выверенная рассудочность. Его питает творчество и предполагает огромную ответственность – одаренность любовью к искусству.


Древо жизни

У искусства нет прошлого. Есть только вечно длящееся настоящее. А. Прищепу давно увлекало изучение скульптуры от самых ее корней, от трогательных детских игрушек из Танаиса.

- Мне всегда было интересно, чем беременна земля донская. Не один год работал вместе с археологами в Танаисе, Елизаветинской, на Тамани. Хотелось получить факты «из первых рук». Для меня это фундамент, на котором все строится. По большому счету есть только одна правда – «из земли».
Художник вместе с археологами отвоевывая у земли раннюю терракоту времен танаитов, обнаружили и многочисленные литники, что позволило предположить, что эти глиняные артефакты родом с Дона.
Итоги были опубликованы в журнале «Археология». Иногда находки радовали чрезвычайно. В одной из погребальных камер обнаружили древо жизни – находка редкая, уникальная. Сделали репликат. В древе жизни была сила удивительная и однозначно убедительная современность.
Но что еще нравилось художнику – безоговорочно цельное археологическое братство.

- На раскопе все равны, хотя рядом работали именитые археологи со всей России. Это самодостаточные люди, связанные одной целью, яркие и неординарные. Там не было духа соперничества, зависти: видимо, в дыхании истории и вечности замедляется бег суеты. В археологическом братстве царит порастерявшее истинный смысл, забытое современниками слово – соборность.
Наверное, потому, что велики чувство истории, ответственность перед поколениями предыдущими и последующими. У А. Прищепы огромный интерес к истории. Он побывал на многих раскопах Греции.

- Подкупает то, что мир ее величества Истории и великий, и камерный одновременно. В Греции стоит заговорить о Танаисе – и ты уже становишься частью этого сообщества, говоришь с ними на одном языке. Языке искусства.

Внутренни камертон

Его отличает сыновья верность и почтение к малой родине – Украине. Эта тема тесно укоренена и переплетена с поэтикой и жизнью художника. Саша родился в селе на Житомирщине. Родители – сельские учителя, золотой запас исконной интеллигенции. Дед Саши был краснодеревщиком, отец занимался резьбой по дереву, сестра – ковроткачеством, художественной росписью по ткани. Это корни его таланта. В семье рисовали все – мать, отец, старшая
сестра. У маленького Саши была учеба навырост – он иногда ходил в школу вместе с родителями, рисовал вместе с учениками свои первые работы, затем делал копии с полотен Шишкина, Куинджи, участвовал в районных, областных выставках, получал призы. Так медленно, но верно вызревал будущий художник.
Сельская жизнь полна здоровой жизнеутверждающей поэтики – пряный сенокос, пьянящий аромат яблок и груш садов, разморенные солнцем колосья пшеницы, усталость дня, звонкие вечера, тихие ночи и румянец утра. Вот эту поэзию жизни впитал с детства Саша, она – источник его творчества, а искусство – внутренний камертон его жизни. Серии его графических и живописных работ завораживают поистине сыновней теплотой. В них восхищение перед силой матери-природы, почтение и нерасплесканная нежность. Многие работы родились из творческих командировок в Запорожье, Луганск, Кировоград, Донецк.Заместитель председателя украинской автономии Александр Прищепа – непременный участник Международного фестиваля искусств
«Кобзаревы весны», проводимого в рамках Фестиваля мастеров искусств и творческих коллективов «Шевченковские весны». А. Прищепа активно участвует в выездных выставках в Украине с глубоко символичным названием «Из Дона до дому». На его исторической Родине у него прошли несколько персональных выставок. Признанием таланта художника, его роли в сближении культур наших стран стало решение выдвинуть его на звание Заслуженного художника Украины.
Он участник международных, республиканских, зональных, областных, городских выставок. А всего их было более полусотни. Совсем скоро в Ростове в помещении молодежного театра откроется его персональная выставка «Гоголь на Свободе», посвященная Великому Мастеру. За более чем тридцатилетнюю творческую жизнь у художника, скульптора, графика Александра Прищепы более 500 разноплановых работ.
Александр Александрович председатель областных конкурсов детского творчества «Димитрий Ростовский» и «Шолохов и дети», ежегодного конкурса авторских программ педагогов ДПО «Сердце отдаю детям», зампредседателя областного конкурса «Кукла Дона», областного фестиваля искусств «Донская палитра» и областного этапа Всероссийского фестиваля искусств «Салют Победы». Художник отмечен многочисленными грамотами и дипломами Министерства
образования и культуры РО, Департамента образования г. Москвы, Федерального агентства по образованию, Союза художников России, Союза дизайнеров России, национальной памятной медалью имени Шолохова, грамотой и медалью «Достойному от РАХ».
Более 30 лет художник-педагог А. Прищепа преподает на факультете скульптуру и пластическую анатомию, он написал 3 учебных пособия по теории и методике обучения этим дисциплинам, в общем же им написано более 100 трудов, 7 учебных пособий. Сам А. Прищепа прошел все ступени творческого и педагогического роста. После 8 класса Саша поступил в профтехучилище постигать профессию камнеобработчика. Резал вазы, рельефы. В 1978 году
поступил на худграф пединститута, получив диплом, вернулся сюда же через год, поступил в аспирантуру, успешно ее окончил, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации. Он единственный из выпускников худграфа профессор и доктор наук.
Не каждый художник может похвастаться тем, что у него есть своя научная школа «Проблемы художественного образования в педвузе». На сегодняшний день педагогический актив А. Прищепы – 7 защитившихся аспирантов. Тем значимей его вклад в дело педагогического образования, поскольку научная школа в области ДПИ единственная в ЮФО. Сегодня его бывшие аспиранты работают на кафедрах в разных вузах. Но они активно участвуют в совместных исследованиях по проблемам дизайна в современном образовании. Предмет изучения – развивающий дизайн, формирующий личность ребенка на уровне
общеобразовательной школы. Это взаимодействие традиционных методик в сочетании с инновационным подходом. Речь идет об игровом, ситуационном дизайне, когда ребенок через игру познает мир. К концу года планируется выход в свет сборника статей по этой тематике.
- Смысл эффективной работы кафедры в объединении ее коллектива общей идеей исследования, совместной работой, – так заведующий кафедрой А. Прищепа определяет работу основной мобильной единицы факультета, – что способствует консолидации научных усилий, сплочению коллектива.
Кроме того, и это твердое убежде ние заведующего кафедрой, необходимо активнее включать в научные исследования молодежь.
- Поскольку сегодня мы говорим о педагоге новой формации, работа эта важна прежде всего для об учения будущих педагогов. Наши студенты в стенах факультета, кафедры получат опыт практической работы, смогут апробировать разработки кафедры. Задача педагога, считает А. Прищепа, научить студента перевести то, что он знает, в то, что он есть.

- Иными словами, взяв на вооружение теорию разных стилей, школ, художник должен сформировать свой собственный стиль. Долг педагога – помочь молодым художникам максимально раскрыть свой потенциал. Конечно, процесс этот сложен и многопланов: важна и теория, умение писать, важно владение на природном уровне чувством цвета, колорита, композиции. Без этого настоящего художника не будет. Вполне возможен хороший ремесленник. Но не мастер. А для того, чтобы художник был мастером, работаем все мы – педагоги.

Ирина Дикарева

На фото Андрея Свечникова Александр Прищепа за работой.




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94