ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
21 Октября 2018 г. 5:06
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Вузы ориентированы на сотрудничество

21 Декабря 2012 г.
По просьбе редакции ЮУ члены делегации ЮФУ, посетившей Тафтский университет (США), делятся своими впечатлениями и прогнозируют, что из увиденного может быть применено в условиях Южного федерального университета.


Основная идея этой поездки – повышение квалификации проректоров Южного федерального университета, начальников управлений, деканов в области взаимодействия университетов с общинами – community – организациями региона, города, области. В США вплотную занимаются проблемой взаимодействия университетов с общинами. При этом есть фонды государственного и частного финансирования, есть фонды комьюнити, которые позволяют на финансовой основе сформировать решения различных проблем города и региона, штата и зарубежных проблем.  Студент в России направлен на создание курсовых и дипломных работ как элемента итоговой деятельности, в то время как в США  такие формы применяются для студентов, которые нацелены на развитие карьеры ученого. Для остальных студентов последние 25 лет существует система получения и апробации полученных знаний в стране через комьюнити. Через университетские управления по взаимодействию с комьюнити студент подает заявку на проект, выигрывает грант и на основании этого начинают свою деятельность.
Существует два уровня науки: наука высоких достижений и прикладные исследования. Наука высоких достижений развивается в вузах, MIT например. А скажем, для других гуманитарных профессий, или у институтов, где отсутствует собственная школа, существуют готовые решения. На базе проектов студенты учатся решать прикладные задачи. Правительство и частные организации заинтересованы в том, чтобы поддерживать систему таких грантов.
Гранты позволяют создавать большой поток средств, направленных на финансирование регионов. Они мотивированы на это, они этим гордятся. Общество влияет на региональную политику. «Я считаю, это очень важный момент, – говорит Евгений Айдаркин. – Он позволяет получить ряд преимуществ: жесткая мотивация на обучение. Студенты учатся любить родину и решать конкретные задачи. Они формируют свои группы, учатся защищать идеи и развивать их, взаимодействуя с окружающими сообществами».
Примеры были представлены интересные. Студенты на уровне библиотек  формируют группы из школьников, с которыми проводят занятия, читают книги и совместно их обсуждают. А этими студентами занимаются преподаватели. В основе проекта идея вовлечения студентов в социальную жизнь города  –
образование с одной стороны, и параллельно – выработка мотивации у школьников поступать в вузы.
В Нью-Йорке существует район – Бронкс. MIT разработал проект поддержки этого района: привлечение инвестиций, повышение уровня жизни. Также студенты вместе с учеными – научными руководителями – изучили проблему, предложили ряд решений. В таких грантах предлагается студентам решать реальные жизненные проблемы: студенты предлагают, преподаватели помогают и в результате взаимодействия они вырабатывают профессиональные компетенции и применяют свои знания в конкретных областях.
Аналогичный пример с близкорасположенным от кампуса MIT городом, который был слабо развит с экономической точки зрения. Группа сотрудников института взаимодействовала с правительством, были сформулированы проблемы: первым шагом стало поднятие уровня образования.
Нужно понимать, что система грантов – это большая разветвленная сеть, которая затрагивает все сферы жизни.
Принимающая сторона – Тафтский университет – организовала посещение нескольких учебных заведений разных уровней образования: Массачусетский университет (Бостон), Банкер Хилл – третий уровень, колледж. Профессура верхних уровней приходит в учебные заведения певрых ступеней, развит тьюторинг и консалтинг. Происходит отбор наиболее талантливых студентов, которых потом через систему грантов перетягивают в университеты.
Южный федеральный университет давно занимается развитием Донской академии юных исследователей – проект, похожий на реализуемые инициативы в США. Необходимо говорить с руководством области и города о формировании дополнительных локальных источников финансирования и развитии работы со школьниками.
Есть ряд других мероприятий, когда коллектив профессоров взаимодействует со студентами и обществом. Грубо говоря, то, что в России рассматрвиается как профориентационная работа, в США  - обязательная часть подготовки студентов.
И второе направление – создание малых предприятий, которые тоже являются частью экономики. Выстроенная система, которую во время поездки можно было рассмотреть изнутри, может применятся как составная часть или элемент. Что касается высоких научных достижений, здесь уже речь идет о продвижении бренда.

Приоритет – работа с community
Те процессы, который сейчас происходят в российской системе образования, известные как Болонский процесс, имеют непосредственное отношение к англо-американской системе высшей школы. С этой точки зрения обмен опытом с университетами США необходим. Посещение Тафтского университета, MIT и колледжа Банкер Хилл помогло в полной мере раскрыть ряд преимуществ политики университетов, ориентированной на окружающее их общество: это и региональные власти, и федеральные, бизнес – малый, крупный, средний, этнические сообщества, ассоциации разных уровней.
- Европейские вузы ощущают катастрофически быстрый уход потребителей образовательных услуг со своих рынков, – поясняет начальник управления управление развития магистратуры и послевузовского профессионального образования Андрей Кореневский, – на рынок образования США. Это обусловлено рядом причин. Одна из них – прозрачность процессов, происходящих внутри американского вуза для потенциального клиента.
Основной целью поездки и было подробное знакомство с опытом и формами взаимодействия высших учебных заведений с окружающими его сообщества. Университетская система США отличается ориентированностью на потребности штатов, страны в целом.
Активность студентов, направленную на окружающий социум, стимулируют ряд грантов, поддержка отдельных прикладных исследований. В каждом вузе долгие годы функционируют специальные отделы, которые с одной стороны, помогают студентам находить интересные проекты и взаимодействовать с внешним окружением вуза, с другой – реагируют на потребности общества и находят нужных специалистов, необходимых для решения важных актуальных задач города или штата. Это взаимовыгодный процесс.
- Я особо хочу подчеркнуть,– продолжает Андрей Витальевич, – что каждый выпускник в США в своем CV (расширенном резюме – прим.ред.) должен указать в каких волонтерских проектах он участвовал во время обучения. Иначе ему очень трудно будет устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу.
Этот опыт очень медленно внедряется в наших вузах. Студенты американских институтов мотивированны тем, что без опыта реализации конкретных проектов в социальной, культурной, волонтерской сферах они не смогут доказать работодателю, что они  профприргодны. Российские студенты ориентированы на выполнение контрольных, курсовых, дипломных работ и порой не получают необходимых навыков комуникациирования с окружающим миром.
Университеты, даже госбюджетные, получают большую долю финансирования от штатов. Это ставит их в жесткую зависимость от рейтингов, больше студентов – соответственно, увеличивается и приток финансирования. За каждый потраченный доллар на обучение того или иного студента вузы отчитываются. Они заинтересованы в том, чтобы формировать у учащихся и гражданские компетенции.
- Одна из самых больших проблем, которую решают вузы, взаимодействуя с местным сообществом, – это сглаживание возможных конфликтов, в том числе межэтнических, – утверждает Андрей Кореневский. Это происходит во время реализации самими студентами социально ориентированных проектов в связке с различными религиозными, этническими или культурными группами. Изучение языка, обычаев, мировоззрений помогают понять и привить общеамериканские ценности как самим студентам, так и тем, кто с ними взаимодействует.
Конечно, такой опыт не появится у российских вузов по первому желанию. Потребуется время для того, чтобы сформировать необходимые связи на уровне муниципалитетов и региональных властей. Преимущество для Южного федерального университета в том, что грамотные действия руководства в этом направлении помогут внедрить практику взаимодействия и стать конкурентно способней в глазах местного сообщества.




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94