ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
25 Апреля 2017 г. 13:27
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru

Мозаика звуков пленэра Марии Кладиенко

27 Июня 2013 г.
В Медиацентре Южного федерального университета посетители «в поисках эха». Так называлась персональная выставка студентки четвертого курса специальности графика кафедры живописи, графики и скульптуры ЮФУ Марии Кладиенко.


Мария поступила на отделение графики 
ЮФУ в год его открытия – в 2009-м. Тогда 
станковая графика в регионе переживала не 
лучшие времена. Наметившийся в послед-
ние два десятилетия уклон художествен-
ного образование в сторону дизайна, вос-
требованной прикладной отрасли, привел 
к тому, что некоторые классические виды 
изобразительного искусства перестали раз-
виваться. В их числе оказалась и графика. 
В результате зрители почти забыли о суще-
ствовании таких техник как линогравюра, 
офорт и другие виды эстампа. А акварель 
и гуашь все больше стали восприниматься 
как «школьные» краски.
Несмотря на то, что отделение графики 
ЮФУ имеет совсем недолгую историю, са-
мостоятельная экспозиция одного из его 
студентов доказывает, что педагогам кафе-
дры живописи, графики и скульптуры уже во 
многом удалось восстановить прерванную 
графическую традицию на юге страны. Пре-
подаватель Марии, один из непосредствен-
ных организаторов выставки Александр 
Семергей отметил, что экспозиция стала 
первым итогом творческой и учебной рабо-
ты студентов-графиков на пленэре.
Мария Кладиенко с одинаковой заинтере-
сованностью и отдачей проявляет себя и на 
природе, и в мастерской. Ей хорошо знако-
мы все техники эстампа, в которых она де-
монстрирует свободу в создании компози-
ции и владении тоном. Но наиболее глубоко 
она чувствует цвет. Именно поэтому на ее 
персональной выставке представлены этю-
ды, выполненные гуашью, а также в свое-
нравной и, к сожалению, малораспростра-
ненной сейчас технике масляной моноти-
пии: красочные оттиски на бумагу с пласти-
ковых поверхностей. Жанры работ – пейзаж 
и натюрморт.
В сочных этюдах, сделанных всего за пару 
часов, подкупает сочетание кажущейся про-
стоты подхода с умением емко и обобщенно 
передать состояние и настроение природы, 
вложив в каждый предмет намек на харак-
тер. Это особенно увлекает, когда Мария ве-
дет речь о статичном для невнимательного 
глаза, но на самом деле удивительно дина-
мичном и непостоянном мире растений. Де-
ревья кажутся не специально одушевлен-
ными автором, а случайно замеченными в 
их тихой внутренней жизни: «Одинокое де-
рево», «Свежий ветер», «Мозаика флоры», 
«Деревья ночью», «Голубая вода». Природ-
ные мотивы взяты крупным планом, их ком-
позиция не отягчена деталями, но при этом 
нет недоговоренности, каждая работа – яс-
ное завершенное высказывание.
- Понятие пленэр имеет разное толкова-
ние, – заметил на вернисаже заслуженный 
работник культуры России, искусствовед, 
старший научный сотрудник Ростовского об-
ластного музея изобразительных искусств 
Валерий Рязанов. – С одной стороны, оно 
подразумевает работу на открытом воздухе, 
реализацию свето-воздушной и рефлектор-
ной среды, влияние лучей солнца и возду-
ха на окружающий мир. С другой – пленэр 
предполагает специфическую задачу, когда 
художник касается живой природы и ищет 
ее пульсацию. Работы Марии Кладиенко 
невелики по размеру, сконцентрированы 
композиционно в ограниченном простран-
стве, но в них присутствует важное свой-
ство – способность уловить пластику кроны 
и строения дерева. Это удается не каждому 
профессиональному художнику. Тогда как 
Мария смогла найти свой, отчасти декора-
тивный стиль, в котором листва превра-
щена в мозаику, но ощущается как живая, 
движущаяся, музыкальная. При этом автор 
всегда чувствует меру в передаче декора-
тивного начала любых предметов – и дере-
вьев в пейзаже, и фруктов в натюрморте. 
И эти предметы никогда не вступают друг с 
другом в конфликт, они объединены общей 
тональностью и манерой изображения. В 
этом есть уверенные предпосылки будуще-
го образа».
Гуашь – материал, незаслуженно забытый 
художниками последних лет. Живописцы 
предпочитают масло, графики – акварель. 
Этюды Марии Кладиенко – пример мощно-
го и впечатляющего использования богатых 
свойств гуаши. Применяя этот материал, 
трудно добиться эффектных цветовых пе-
реходов и прозрачности. Но Мария легко 
решает эту проблему, кладя рядом близкие 
или противоположные цвета, не смешивая 
их, а создавая сложное панно из сильных, 
но мягких мазков-звуков. При этом автор не 
боится открытых красок, выраженных цве-
товых контрастов. Однако они всегда игра-
ют роль важных акцентов, не претендуя на 
самоценное звучание, вливаясь в мелодию 
общего цветового строя.
- Изображение на этюдах Марии имеет 
собственный облик, живет собственной жиз-
нью, – сказал профессор кафедры живопи-
си, графики и скульптуры Виталий Стасе-
вич. – Крупные массы цвета и идущие на 
просвет массы сияния делают ее работы об-
разными и привлекательными для зрителя. 
Большинство студентов увлекаются инфор-
мацией о предметном и сюжетном содер-
жании. Но сегодня все предметы и сюжеты 
уже давно нарисованы, и важным остается 
только язык художника. Эта способность 
самостоятельно сказать об увиденном от-
личает работы Марии. Интересно и то, что 
она не стремится предложить нарочито не-
обычный взгляд на природу, желая спокой-
но выполнить художественные задачи, а не 
удивить зрителя чем-то нестандартным.
Вероятно, «В поисках эха» нельзя вос-
принимать только как отдельное событие. 
Это – повод для ожидания новых экспози-
ций молодых авторов – студентов отделе-
ния графики. Как обратил внимание Вале-
рий Рязанов, к первым творческим шагам 
еще студента, но уже художника важно под-
ходить серьезно. Профессионально и со 
вкусом оформленная выставка, продуман-
ная афиша и буклеты – все это не просто 
формальность, но и импульс для каждого 
начинающего автора.
Светлана Смольянинова

Мария поступила на отделение графики ЮФУ в год его открытия – в 2009-м. Тогда станковая графика в регионе переживала не лучшие времена.Наметившийся в последние два десятилетия уклон художественного образование в сторону дизайна, востребованной прикладной отрасли, привел к тому, что некоторые классические виды изобразительного искусства перестали развиваться. В их числе оказалась и графика. В результате зрители почти забыли о существовании таких техник как линогравюра, офорт и другие виды эстампа. А акварель и гуашь все больше стали восприниматься как «школьные» краски. Несмотря на то, что отделение графики ЮФУ имеет совсем недолгую историю, самостоятельная экспозиция одного из его студентов доказывает, что педагогам кафедры живописи, графики и скульптуры уже во многом удалось восстановить прерванную графическую традицию на юге страны. Преподаватель Марии, один из непосредственных организаторов выставки Александр Семергей отметил, что экспозиция стала первым итогом творческой и учебной работы студентов-графиков на пленэре.

Мария Кладиенко с одинаковой заинтересованностью и отдачей проявляет себя и на природе, и в мастерской. Ей хорошо знакомы все техники эстампа, в которых она демонстрирует свободу в создании композиции и владении тоном. Но наиболее глубоко она чувствует цвет. Именно поэтому на ее персональной выставке представлены этюды, выполненные гуашью, а также в своенравной и, к сожалению, малораспространенной сейчас технике масляной монотипии: красочные оттиски на бумагу с пластиковых поверхностей. Жанры работ – пейзаж и натюрморт.

В сочных этюдах, сделанных всего за пару часов, подкупает сочетание кажущейся простоты подхода с умением емко и обобщенно передать состояние и настроение природы, вложив в каждый предмет намек на характер. Это особенно увлекает, когда Мария ведет речь о статичном для невнимательного глаза, но на самом деле удивительно динамичном и непостоянном мире растений. Деревья кажутся не специально одушевленными автором, а случайно замеченными в их тихой внутренней жизни: «Одинокое дерево», «Свежий ветер», «Мозаика флоры», «Деревья ночью», «Голубая вода». Природные мотивы взяты крупным планом, их композиция не отягчена деталями, но при этом нет недоговоренности, каждая работа – ясное завершенное высказывание.

- Понятие пленэр имеет разное толкование, – заметил на вернисаже заслуженный работник культуры России, искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий Рязанов. – С одной стороны, оно подразумевает работу на открытом воздухе, реализацию свето-воздушной и рефлекторной среды, влияние лучей солнца и воздуха на окружающий мир. С другой – пленэр предполагает специфическую задачу, когда художник касается живой природы и ищет ее пульсацию. Работы Марии Кладиенко невелики по размеру, сконцентрированы композиционно в ограниченном пространстве, но в них присутствует важное свойство – способность уловить пластику кроны и строения дерева. Это удается не каждому профессиональному художнику. Тогда как Мария смогла найти свой, отчасти декоративный стиль, в котором листва превращена в мозаику, но ощущается как живая, движущаяся, музыкальная. При этом автор всегда чувствует меру в передаче декоративного начала любых предметов – и деревьев в пейзаже, и фруктов в натюрморте. 

И эти предметы никогда не вступают друг с другом в конфликт, они объединены общей тональностью и манерой изображения. В этом есть уверенные предпосылки будущего образа». Гуашь – материал, незаслуженно забытый художниками последних лет. Живописцы предпочитают масло, графики – акварель. Этюды Марии Кладиенко – пример мощного и впечатляющего использования богатых свойств гуаши. Применяя этот материал, трудно добиться эффектных цветовых переходов и прозрачности. Но Мария легко решает эту проблему, кладя рядом близкие или противоположные цвета, не смешивая их, а создавая сложное панно из сильных, но мягких мазков-звуков. При этом автор не боится открытых красок, выраженных цветовых контрастов. Однако они всегда играют роль важных акцентов, не претендуя на самоценное звучание, вливаясь в мелодию общего цветового строя.

- Изображение на этюдах Марии имеет собственный облик, живет собственной жизнью, – сказал профессор кафедры живописи, графики и скульптуры Виталий Стасевич. – Крупные массы цвета и идущие на просвет массы сияния делают ее работы образными и привлекательными для зрителя. 

Большинство студентов увлекаются информацией о предметном и сюжетном содержании. Но сегодня все предметы и сюжеты уже давно нарисованы, и важным остается только язык художника. Эта способность самостоятельно сказать об увиденном отличает работы Марии. Интересно и то, что она не стремится предложить нарочито необычный взгляд на природу, желая спокойно выполнить художественные задачи, а не удивить зрителя чем-то нестандартным.

Вероятно, «В поисках эха» нельзя воспринимать только как отдельное событие. Это – повод для ожидания новых экспозиций молодых авторов – студентов отделения графики. Как обратил внимание Валерий Рязанов, к первым творческим шагам еще студента, но уже художника важно подходить серьезно. Профессионально и со вкусом оформленная выставка, продуманная афиша и буклеты – все это не просто формальность, но и импульс для каждого начинающего автора.

 

Светлана Смольянинова




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94