ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
20 Сентября 2017 г. 21:22
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Сотвори себя

13 Апреля 2010 г.
Лариса Ушакова окончила с отличием худграф педагогического института (мастерская профессора Владимира Трунина), аспирантуру по рисунку Московского педагогического университета (руководитель А.Е. Терентьев). Не один десяток лет преподает на художественно-графическом факультете пединститута, она заведующая кафедрой ИЗО, доцент, кандидат педагогических наук. Лариса – творец, убедительный, тонкий и не дидактичный. Сотворивший себя, свое творчество, окружающих.


Неслучайная закономерность

Начинала Лариса Георгиевна как график. Ее первая выставка в Грозном, где она жила и делала первые шаги художника,  тоже была графической. Но техника менялась. Учась в  пединституте, она  писала акварелью, позже маслом.

Живопись Ушаковой явление яркое, это отмечали многие художники, пришедшие  на выставку. Любимый жанр художника - натюрморт. Но  здесь не  все просто.  Границы жанра – понятие условное, считает она. Доказательство тому – ее излюбленная техника – натюрморт, вписанный в пейзаж. В  жанре сложном, и уже тем многообещающем, она творит свою реальность, стремится осмыслить, обыграть детали, раскрыть их рельефно, почти скульптурно, со всех сторон.

Неслучайная закономерность

 В  их случайности есть своя закономерность. Увидеть и передать эту закономерную красоту случайно отобранных предметов подвластно ее таланту.  Один и тот же натюрморт она пишет в разное время суток, с разных сторон, с разным настроением. Так рождаются серии. Иногда зрителю не сразу понятно, что это один и тот же натюрморт. Художником движет желание зацепить зрителя, дать идею, мысль.  Ее  серии натюрмортов  в чем-то  кинематографичны,  дают возможность проследить мимолетное изменение действительности. Словно наезжаем крупным планом, шутит Лариса. Но работы не фотографичны, а удивительно  эмоциональны, живы.

- У меня  свежая живопись, в один сеанс. Иногда  работа длится чуть больше часа, - рассказывает Лариса Георгиевна.-  Нужно  схватить быстрее мгновенье, один прекрасный необъяснимый момент. Помогает  длительное накопление эмоций, обобщение многих впечатлений. Пишется лучше в тех местах, которые хорошо знаю, но  все равно нужно новое, свежее  впечатление, чтобы получилось. Бог дает, все совпадает -  погода, впечатление, свет - мазок ложится, картина живет.

При всей многогранности художника  жанр этот  не случаен. Ее натюрморт можно оценить по его почти сценической роли, где он –  главное действующее лицо,  а  пейзаж – не фон, а яркое действо. Эти два пласта не создают коллизию, они – одно целое, цельное, рождают у зрителя ощущение многогранности жизни и бесконечности бытия.

Леонардо Да Винчи заметил: «Живопись – это поэзия, которую видно, а поэзия – это живопись, которую слышно». Живопись Ушаковой звучит яркими, мажорными аккордами созидания, утверждения и мягкими, приглушенными лиричными оттенками пробуждения и увядания. Она в чем-то философична и очень убедительна. Лариса удивительна своим желанием меняться, экспериментировать, причем все это  происходит  настолько органично, без излишнего пафоса, желания во что бы то ни стало  доказать себе или кому-то, все она делает легко.

- Эволюция  в творчестве есть. Уносит от деталей, сейчас работы заметно светлее. Другой подход к цвету. За 5-6 лет идет трансформация. Куда зайдет,  не знаю, может к абстракционизму  приведет. Не забываю графику, на  пленэрах рисую, собираются целые папки.  Иногда делаю графические портреты углем.

Лариса заставляет и графику звучать на полотне, как живопись. Есть у художника работы в монументально-декоративной  росписи. На Кипре в Ларнаке  по ее эскизам выполнена экспозиция  музея освободительной борьбы. Работает в оформлении интерьера,  но берется только  за то, что  интересно.  

- Я выкладываю свои впечатления. Есть  постоянная потребность писать, почти маниакальная, - шутит сама художница. – Со временем туговато – большая нагрузка как завкафедрой. Но уж как дорвусь - пишу на даче, на практике, в отпуске.  В Суздали, на практике, волоку  тележку с красками, этюдником  по камням. Булыжники грохочут. Люди удивленно оглядываются, что  асфальта нет.  А я вполне счастлива. Это мое время. И мой выплеск в картинах.

Работы художника востребованы. Потому, что это чисто творческие вещи.  В музее современного искусства в Москве  есть работа, которую она подарила Церетели, многие полотна в частных коллекциях и музеях.

- Есть человек, у которого порядка 30 моих работ. Выставил в галерее. Признание   вселяет веру в художника, когда рядом с видными работами известных мастеров есть и твои.

Лариса и сама стала признанным мастером. Ее имя внесено в единый художественный рейтинг художников- мастеров 18-21 веков.

И в ее характере, и в работах сочетается строгая академичность, выдержанность,  в чем-то даже  аскетизм, и импрессия. Не сочетаются даже, а дополняют, высвечивают ярко, объемно и выпукло  эти черты. Почитание традиций реалистической школы у Ларисы  от ее учителей. Ее считают ярким представителем русского импрессионизма, которому присущ крепкий рисунок, классическая композиция, работа с натурой на природе, волнующее впечатление.  В основе - русская академическая школа. Свою ответственность художника и педагога Лариса Ушакова видит, прежде всего, в сохранении академической школы в России, на Юге. Реализм границ не имеет, считает художник.  

«Хочу, чтобы мои внуки искусству  учились не в Китае…»

Задача  и  педагогов, и  молодых художников, считает педагог Ушакова,   в сохранении  базовых понятий, преемственности реалистической, академической школы,  чтобы не  была утрачена строгость рисунка, чтобы ее не размыли, не поглотили различные течения.

На Западе серьезные реалистические  школы, как это ни прискорбно, умерли.  В галереях  выставляются наши выходцы из  бывшего СССР, суриковцы, репинцы. Запад упорно  тиражирует только  формальное искусство.  А ведь раньше именно там  наши художники оттачивали  свое мастерство.

 Сегодня  наше искусство активно экспортируется в страны Юго-Восточной Азии. Много китайцев изучают  живопись, скульптуру в Москве, Питере, есть китайские  студенты и у нас.

-Мы гордимся тем, что в борьбе со всякими «измами» сохранили, сберегли  академическую школу, считает Лариса Георгиевна. - Хочу, чтобы мои внуки учились  искусству не в Китае, а здесь. Мы искренне служим делу. Учим студентов  ремеслу, но главное, чтобы они понимали суть вещей.  В  преподавании  рисунка моя система - не поправлять, а направлять.  Делаю пометки на полях, понял – рисуй. Нет, давай снова.  Мы учим художников  не бояться, овладеть грамотой и быть уверенным в своем знании,- отмечает педагог.

 Лариса Георгиевна  преподает на факультете ИЗО  академический рисунок, она историк и теоретик изобразительного искусства, исследует  традиции реалистической школы в России, на Дону. Школа живет  и развивается через  ее носителей.  Поэтому так  важна творческая составляющая учебного процесса. Курсы разные, бывают сильные наборы. Есть ребята талантливые, но не активные. Задача педагога помочь им раскрыться.

-  Искра должна быть. Всегда. Мы даем шанс до последнего. Есть ребята, подающие надежды. Есть хорошие профессионалы,  которые смогут преподавать.

Многие студенты Ушаковой  уже и сами  преподают: доценты Наталья Терещенко, Елена Омельяненко, Валерий Клещев, ассистенты Светлана Петренко, Инна Бинеева на кафедре ИЗО ПИ ЮФУ,   в РХУ им. Т.Б. Грекова Ольга Флягина, Людмила Губарева-Муха,     Ольга Фильчукова, в ИАрхИ ЮФУ Павел Рудаков, Юлия Давиденко  и Татьяна Родионова работают в  Новочеркасске в  Детской художественной  школе, несколько студентов грековки, у которых она преподавала рисунок, учатся в МГАХИ им. В.И. Сурикова.   По ее стопам пошли и дети. Сын Михаил – скульптор, студент Суриковки, дочь Анна – студентка второго курса отделения ИЗО специальности «Живопись» факультета ИЗО ПИ ЮФУ. Все они благодарны педагогу за то, кем они стали. Благодарна своим студентам и педагог.

-  Это процесс взаимный. Они лучше адаптированы в этом мире, мы перестраиваемся. Я им помогаю, они мне. Их глазами пытаюсь дать основные  понятия. Работая с ними, проверяю, насколько им интересно то, что я говорю, я сама.

У завкафедрой Ларисы Георгиевны Ушаковой  колоссальный объем работы: Руководство дипломами, посещение  всех просмотров - а это ни много, ни мало - 5 курсов ИЗО,  6 курсов специальности « Живопись», «Графика», (на курсе несколько групп), две сессии.  В сессию просмотры с утра до вечера. Коллективные обсуждения, дебаты. Важно сохранить базовые принципы и  учесть творческую составляющую в работах молодежи. Это важно, считает педагог. Мнение коллег единодушно – Ушакова талантливый руководитель.

- Она 10 лет руководит кафедрой. Художники – народ спорный, с разным уровнем подготовки,  с разными характерами, амбициями, - отмечает Владимир Трунин, профессор  факультета ИЗО ПИ ЮФУ.- У Ушаковой редчайший дар руководителя.  Она смогла сплотить коллектив, создать на кафедре микроклимат, способствующий созиданию.

Как заведующая кафедрой Лариса Георгиевна вместе с художниками-педагогами    реализует стратегию кафедры в разработке и осуществлении непрерывной системы художественного, художественно-педагогического образования, создающей возможности для выявления, развития, поддержки, профессиональной ориентации, профессионального, творческого саморазвития студентов.

С открытием в 2001 году на кафедре новой  специальности «Живопись» выпускники средних специальных учебных заведений получили возможность завершить профессиональное образование в своем регионе. Обучение осуществляется по учебному плану и программам МГАХИ им. В.И. Сурикова.  Большая заслуга завкафедрой в том, что она сделала все возможное, чтобы отстоять в сложные времена, развить специальность. Благодаря ее усилиям к перспективам  развития специальности было приковано самое серьезное внимание со стороны профессионального педагогического  сообщества, СМИ, художников. Она инициатор проведения круглого стола «Художественное образование на Юге России». По  ее инициативе  были намечены перспективы сотрудничества кафедры и областного Союза художников, разработан план мероприятий, направленных на пропаганду и развитие специальности «Живопись». Во многом благодаря ей худграф открыл отделение заочного обучения, специальности «Живопись», «Графика».

 Ее заслугой стала организация проведения мастер-классов известных художников: действительного члена - корреспондента РАХ Шалвы Бедоева, искусствоведа, начальника отдела по связям с регионами РАХ М.В. Хабаровой, декана факультета скульптуры МГАХИ  И.И. Черапкина.

Под ее руководством издается факультетский межвузовский сборник научных и научно-методических трудов «Актуальные проблемы художественно-педагогического образования», в котором публикуют свои труды ученые, методисты профильных вузов РФ, педагоги общеобразовательных школ и системы дополнительного образования.

С открытием на кафедре аспирантуры Лариса Георгиевна является руководителем аспирантов. В течение 12 лет на кафедре существовала магистратура по направлению «Теория и практика   обучения и воспитания (изобразительное искусство)», обучение в которой прошли более 70 человек. Факультет на сегодняшний день, пожалуй, единственный профильный факультет в России, имеющий опыт такой работы.

  В 2002 г. за вклад в эстетическое воспитание и художественное образование молодежи региона  она награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.  Велико признание в художественно-профессиональной среде. Это солидные профессиональные награды – медали  «Достойному»,  « Л.И. Шувалов» Российской академии художеств, диплом, нагрудный знак  СХ России.

 Ушакова – удивительно цельный  человек. Именно так отзываются о ней на кафедре.  Тактичная и принципиальная, требовательная, но в высшей степени деликатная. Это  грамотный, интеллигентный человек,  она обладает завидной образностью и в изобразительном искусстве, и в речи. Ушакова обладает яркой  харизмой,  это подтвердит любой, кто хотя бы раз говорил с ней. Она буквально притягивает к себе, завораживает,  с ней хочется общаться.

Она удивительно оттеняет и уравновешивает мужа, экспрессивного Сергея Олешню. Они дополняют друг друга. Вместе они  не просто интересная семья, это творческий коллектив. Скульптор и живописец. Талантливые  педагоги.  Большие выставки  эта чета делает вместе. Нынешняя юбилейная выставка – четвертая совместная. На ней представлены 46 работ Ларисы и 15 Олешни.  

Живопись, скульптура дополняют друг друга. Как и сами Лариса и Сергей. В киноискусстве есть понятие – пара монтируется,  в кадре главные герои  должны  подходить друг другу. Расширяя границы кадра самого многосерийного фильма под названием жизнь, смело можно сказать, эта пара монтируется.  Два  интересных, самодостаточных, прекрасных  человека, таких разных  темпераментом и таких похожих   талантом, отношением к жизни и  любовью к ее третьему измерению – искусству.

« Искусство – крылья, которые уносят далеко», заметил Чехов. Искусство Сергея Олешни и Ларисы Ушаковой  укрывает  этими крыльями молодых художников, окрыляет их, зовет на большие дела. Пройдет время и лучшие из них произнесут с гордостью – я учился у Олешни, Ушаковой. И в чем-то превзойдут Учителей. И это нормально. Это и есть жизнь.

Во всех ее измерениях.

И. Дикарева




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94