ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
21 Октября 2018 г. 4:50
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru

Сила вебинаров, или как вовлекать в обучение даже лодырей

28 Ноября 2013 г.
Все большую популярность в российском образовании набирает такое явление, как вебинары. Это один из видов семинаров, который проходит в режиме он-лайн: лектор находится на расстоянии от аудитории, но при этом они легко могут общаться.


Директор по развитию образовательного проекта РИК Юрий Гугнин в своем блоге пишет: «Фактически, сегодняшнее открытое образование – это видеоролики и вебинары. В России безусловным лидером этого сегмента является объединенная компания «Webinar.ru»: в среднем в 2012 году на их платформе проведено около 328000 вебинаров, почти 1000 вебинаров в сутки». Впечатляет!
Сравним, в среднем в университете на 30 факультетах в сутки для обучающихся на бакалавриате проходит более 3600 занятий. Это не считая магистрантов, аспирантов и обучающихся по программам дополнительного образования. 
Южный федеральный не отстает от современных технологий, а потому о проведении вебинаров в университете слышно все чаще. Так, в октябре состоялся вебинар в области предпринимательства на тему «Предпринимательские способности в малом бизнесе: путь к успеху!». 
Примечательно, что в нем могли участвовать все желающие: как студенты, так и люди, не имеющие отношения к университету. Проводила его Елена Задорожняя, доцент кафедры экономики Инженерно-технологической академии ЮФУ.  Она смогла почувствовать себя своеобразным первооткрывателем, так как подобное мероприятие вела впервые. И все же, как проходят вебинары и какую пользу несут в себе?
В случае Елены, были небольшие неполадки  с аппаратурой, и потому она не видела аудиторию.  Интерактивного общения не получилось по той же причине. Вследствие этого само понятие вебинара было слабо применимо к происходящему. Но это лишь повод двигаться вперед, и, как сказала Елена, последующие вебинары будут проходить в своем нормальном правильном режиме. 
С точки зрения образования, технические неполадки значительно помешали контролировать лекцию: отсутствие изображения аудитории, которая состояла из подготовленных (студенты, научные работники) и неподготовленных (просто желающие) слушателей, не позволяло видеть, кто из присутствующих понимает, о чем речь, а кто нет. К тому же, как отметила Елена, вебинар – прежде всего семинарское занятие, т.е. большая польза будет в случае общения лектора с аудиторией, банальная лекция не может просто объяснить порой сложные научные явления неподготовленному слушателю. А вот лекционный тренинг – совсем другое дело. Игровая форма привлекает гораздо больше внимания даже самого закоренелого лентяя, и материал усваивается легче, интереснее, а главное он понятен каждому. Например, в экономической сфере разработано невероятное количество подобных тренингов и мастер-классов, которые проводят не просто специалисты в этой сфере, а практики. По мнению Елены, они могут поделиться в интерактивном режиме ценным опытом и дать слушателю больше необычной и полезной информации. В целом Е.К.Задорожняя находит появление вебинаров в образовании важным событием: «Человек вот так легко, абсолютно бесплатно может пополнять багаж знаний, и это действительно здорово!»
Однако есть и другое мнение. Во втором семестре 2012/2013 учебного года состоялись академические  интернет-чтения «Искусство, культура и литература: три связующих элемента дружбы народов», организованные Испано-Российским центром языка и культуры ЮФУ и департаментом испанской филологии Кампуса Куэрнаваки Технологического университета Монтеррея (Мексика). 
За четыре дня были прочитаны лекции нашими и мексиканскими преподавателями. Российские студенты получили великолепную возможность пообщаться со своими ровесниками, поделиться впечатлениями о студенческой жизни и услышать, как она проходит в Мексике, а также  они узнали много новых необычных сведений о культуре Мексики, ведь далеко не все переведено на русский и находится в свободном доступе. 
По мнению Екатерины Корман, заместителя директора Испано-Российского Центра по научно-инновационной деятельности и вопросам международной мобильности, это еще и шанс для ребят потренировать свой иностранный язык в режиме живого общения с непосредственными носителями этого языка, а потому проведение этих вебинаров играют огромную роль в жизни центра. 
Подобное мероприятие, по ее словам будет проводиться еще не раз и в будущем. Центр будет развиваться и и выходить на новый уровень, так как людям, изучающим другой язык и культуру, просто необходимо общение с представителями этого самого языка. 
Появление вебинаров в системе образования вузов можно отметить знаком «плюс». Посудите сами, технологическое оснащение учебных заведений растет,  а для применения веб-семинаров нужно не так много: компьютеры, веб-камеры и аудиоаппаратура. Тем более, такой процесс обучения привлекает внимание разной аудитории: людей, интересующихся наукой, изучением нового, стремящихся к получению новых знаний, и, так называемых, аморфных студентов – истинных лодырей, которых сложно чем-либо удивить и чье внимание почти невозможно завоевать. Это достигается путем совмещения обычной лекции и необычных, творческих заданий. 
Так, например, на академических интернет-чтениях студенты – и российские, и мексиканские – вместе пели народные песни на двух языках. Так устанавливается контакт, и серьезный материал, который дается лекционно, воспринимается лучше. Это помогает частично решить проблему падающего интереса к учебе. 
Нельзя забывать о том, что знаний не бывает много, и порой они находятся на недосягаемом расстоянии, а первой задачей вебинаров является помощь в преодолении километров. И технологии легко с этим справляются.
Однако, как и у любого новшества, у вебинаров имеются недостатки. Комания «Аплинк» приводит следующие данные.  В процессе вебинара установить эмоциональную связь, прямо влияющую на эффективность обучения, практически невозможно. Некоторые преподаватели, еще не привыкшие к новой технологии, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает драйв и ритм выступления. Также зачастую участники вебинара находятся в различных часовых поясах, что далеко не всем удобно. И наконец, многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоить материал будет гораздо сложней.
Что ж, каждый минус имеет право на существование, тем более некоторые из них подкреплены примерами. Елена Задорожняя немного растерялась: слишком уж отвлекало и смущало собственное изображение, будто лекцию читаешь зеркалу, а трудности часовых поясов сказывались на академических интернет-чтениях. Но все же эти трудности были осилены и в первом, и во втором случае, а потому развитие вебинаров и их постепенное внедрение в систему образования должно бесспорно приветствоваться и приниматься.
Мария Дорошенко

Директор по развитию образовательного проекта РИК Юрий Гугнин в своем блоге пишет: «Фактически, сегодняшнее открытое образование – это видеоролики и вебинары. В России безусловным лидером этого сегмента является объединенная компания «Webinar.ru»: в среднем в 2012 году на их платформе проведено около 328000 вебинаров, почти 1000 вебинаров в сутки». Впечатляет!

Сравним, в среднем в университете на 30 факультетах в сутки для обучающихся на бакалавриате проходит более 3600 занятий. Это не считая магистрантов, аспирантов и обучающихся по программам дополнительного образования. 

Южный федеральный не отстает от современных технологий, а потому о проведении вебинаров в университете слышно все чаще. Так, в октябре состоялся вебинар в области предпринимательства на тему «Предпринимательские способности в малом бизнесе: путь к успеху!». 

Примечательно, что в нем могли участвовать все желающие: как студенты, так и люди, не имеющие отношения к университету. Проводила его Елена Задорожняя, доцент кафедры экономики Инженерно-технологической академии ЮФУ.  Она смогла почувствовать себя своеобразным первооткрывателем, так как подобное мероприятие вела впервые. И все же, как проходят вебинары и какую пользу несут в себе?

В случае Елены, были небольшие неполадки  с аппаратурой, и потому она не видела аудиторию.  Интерактивного общения не получилось по той же причине. Вследствие этого само понятие вебинара было слабо применимо к происходящему. Но это лишь повод двигаться вперед, и, как сказала Елена, последующие вебинары будут проходить в своем нормальном правильном режиме. 

С точки зрения образования, технические неполадки значительно помешали контролировать лекцию: отсутствие изображения аудитории, которая состояла из подготовленных (студенты, научные работники) и неподготовленных (просто желающие) слушателей, не позволяло видеть, кто из присутствующих понимает, о чем речь, а кто нет. К тому же, как отметила Елена, вебинар – прежде всего семинарское занятие, т.е. большая польза будет в случае общения лектора с аудиторией, банальная лекция не может просто объяснить порой сложные научные явления неподготовленному слушателю. А вот лекционный тренинг – совсем другое дело. Игровая форма привлекает гораздо больше внимания даже самого закоренелого лентяя, и материал усваивается легче, интереснее, а главное он понятен каждому. Например, в экономической сфере разработано невероятное количество подобных тренингов и мастер-классов, которые проводят не просто специалисты в этой сфере, а практики. По мнению Елены, они могут поделиться в интерактивном режиме ценным опытом и дать слушателю больше необычной и полезной информации. В целом Е.К.Задорожняя находит появление вебинаров в образовании важным событием: «Человек вот так легко, абсолютно бесплатно может пополнять багаж знаний, и это действительно здорово!»

Однако есть и другое мнение. Во втором семестре 2012/2013 учебного года состоялись академические  интернет-чтения «Искусство, культура и литература: три связующих элемента дружбы народов», организованные Испано-Российским центром языка и культуры ЮФУ и департаментом испанской филологии Кампуса Куэрнаваки Технологического университета Монтеррея (Мексика). 

За четыре дня были прочитаны лекции нашими и мексиканскими преподавателями. Российские студенты получили великолепную возможность пообщаться со своими ровесниками, поделиться впечатлениями о студенческой жизни и услышать, как она проходит в Мексике, а также  они узнали много новых необычных сведений о культуре Мексики, ведь далеко не все переведено на русский и находится в свободном доступе. 

По мнению Екатерины Корман, заместителя директора Испано-Российского Центра по научно-инновационной деятельности и вопросам международной мобильности, это еще и шанс для ребят потренировать свой иностранный язык в режиме живого общения с непосредственными носителями этого языка, а потому проведение этих вебинаров играют огромную роль в жизни центра. 

Подобное мероприятие, по ее словам будет проводиться еще не раз и в будущем. Центр будет развиваться и и выходить на новый уровень, так как людям, изучающим другой язык и культуру, просто необходимо общение с представителями этого самого языка. 

Появление вебинаров в системе образования вузов можно отметить знаком «плюс». Посудите сами, технологическое оснащение учебных заведений растет,  а для применения веб-семинаров нужно не так много: компьютеры, веб-камеры и аудиоаппаратура. Тем более, такой процесс обучения привлекает внимание разной аудитории: людей, интересующихся наукой, изучением нового, стремящихся к получению новых знаний, и, так называемых, аморфных студентов – истинных лодырей, которых сложно чем-либо удивить и чье внимание почти невозможно завоевать. Это достигается путем совмещения обычной лекции и необычных, творческих заданий. 

Так, например, на академических интернет-чтениях студенты – и российские, и мексиканские – вместе пели народные песни на двух языках. Так устанавливается контакт, и серьезный материал, который дается лекционно, воспринимается лучше. Это помогает частично решить проблему падающего интереса к учебе. 

Нельзя забывать о том, что знаний не бывает много, и порой они находятся на недосягаемом расстоянии, а первой задачей вебинаров является помощь в преодолении километров. И технологии легко с этим справляются.

Однако, как и у любого новшества, у вебинаров имеются недостатки. Комания «Аплинк» приводит следующие данные.  В процессе вебинара установить эмоциональную связь, прямо влияющую на эффективность обучения, практически невозможно. Некоторые преподаватели, еще не привыкшие к новой технологии, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает драйв и ритм выступления. Также зачастую участники вебинара находятся в различных часовых поясах, что далеко не всем удобно. И наконец, многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоить материал будет гораздо сложней.

Что ж, каждый минус имеет право на существование, тем более некоторые из них подкреплены примерами. Елена Задорожняя немного растерялась: слишком уж отвлекало и смущало собственное изображение, будто лекцию читаешь зеркалу, а трудности часовых поясов сказывались на академических интернет-чтениях. Но все же эти трудности были осилены и в первом, и во втором случае, а потому развитие вебинаров и их постепенное внедрение в систему образования должно бесспорно приветствоваться и приниматься.

Мария Дорошенко




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94