ГлавнаяТема номераКалендарь событийАрхив
26 Мая 2017 г. 17:53
gazeta.sfedu.ru gazeta.sfedu.ru sfedu.ru


Педагогический марафон открыл Год учителя – 2010

6 Мая 2010 г.
Последние трагические события в РФ, вызванные террористическими актами, актуализировали вопрос о путях профилактики данного негативного явления.


 В обращении к народу Президент РФ Д.А.Медведев определил пять стратегий искоренения терроризма в России. Одна из них связана с усилением роли культуры и образования в воспитании подрастающего поколения как носителя новых социокультурных практик общения в межнациональном и поликультурном сообществе. 2010 год в России объявлен Годом учителя, открытие которого ознаменовалось обращением Президента РФ к учительскому сообществу с инициативой «Наша новая школа». Основной идеей данной инициативы является модернизация и инновационное развитие общества через образование и самого образования посредством обновления технологий обучения и воспитания детей и подростков. В рамках этой инициативы актуализирован вопрос о подготовке педагогических кадров в системе высшего и среднего педагогического образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Инновации направлены на интеграцию российского образования в глобальное образовательное пространство, что позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Данная инициатива еще раз актуализирует внимание государства к будущему России и к тем, кто будет реализовывать основные положения новой школы. Новая школа – это, прежде всего, новые учителя, открытые инновациям и творчеству, способные быть мобильными в изменяющемся мире, науке и образовании, владеющие современными информационно-коммуникативными технологиями, готовые к исследовательской деятельности, обладающие способностью работать в поликультурном профессиональном сообществе.

В контексте реализации новых инициатив нашего государства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах прошло знаменательное событие – стартовал первый этап педагогического марафона – с 22.03.2010-27.03.2010, проводимого в рамках объявленного президентом Года Учителя. Инициаторами данного марафона стали Педагогический институт Южного федерального университета (руководитель проф. Мареев В.И.), Кабардино-Балкарский государственный университет (ректор проф. Карамурзов Б.С.) и Педагогический колледж Кабардино-Балкарского государственного университета (председатель совета директоров педагогических колледжей ЮФО, директор педколледжа КБГУ д.п.н. Байчекуева Н.Х.).

Участниками I этапа педагогического марафона стали: факультет педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, Педагогический колледж Кабардино-Балкарского государственного университета и Кабардино-Балкарский государственный университет, Владикавказский музыкально-педагогический колледж, Грозненский педагогический колледж и Грозненский государственный педагогический институт, Хасавюртовское педагогическое училище, представители министерств образования республик, общественные организации, СМИ. В программу марафона вошли доклады: «Имидж современного учителя в контексте инициативы «Наша новая школа» (декан факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ д.п.н., проф. Чумичева Р.М.), «Формирование современного учителя в условиях поликультурного пространства» (директор педагогического колледжа КБГУ, д.п.н., Байчекуева Н.Х.), «Стандарты начальной школы, СПО и ВПО» (заместитель декана по учебной работе, к.п.н., доц. кафедры педагогики и методик начального образования ПИ ЮФУ Гусева Т.К.); мастер-классы «Проектные технологии в подготовке будущих педагогов (д.п.н., проф. Чумичева Р.М.), «Технологии работы с художественным текстом в начальной школе» (к.п.н., доц. Гусева Т.К.), «Игровые технологии в процессе преподавания педагогических дисциплин» (ассистент кафедры дошкольной педагогики ПИ ЮФУ, к.п.н. Королькова В.С.), «Художественное своеобразие изобразительной культуры эпохи Возрождения» (преподаватель Грозненского педколледжа Багаев З.А.), «Формирование нового имиджа учителя на уроках математики, русского языка, физической культуры, педагогики (преподаватели Хасавюртовского педагогического училища – Маханова Д.К., Аджиева Г.И., Гусейнов А.Н., Гамзаева З.Р.); круглые столы «Миротворческая миссия учителя», «Информационно-педагогические технологии формирования имиджа учителя»; выставки «Студент – будущий учитель», концертные программы «Учитель – создает нацию», «Будем достойны подвига наших отцов» и др.

Особое место занимала активность студентов педагогических колледжей, участвовавших в мастер-классах, концертных программах, проявивших высокий интерес и инициативу в обсуждении вопросов, связанных с новым имиджем учителя, высказавших собственное мнение в отношении имиджа современного учителя. Студенты видели учителя как гражданина своего общества, предлагая компетенции, обусловленные особенностями региона, народными традициями. К сожалению, в педагогическом марафоне по объективным причинам не смогли принять участие ПИ ЮФУ, у которых была готова программа «Студенты за мир на Кавказе». Но в этом видится перспектива участия студентов в подобных акциях. Каждая республика готова принять студентов для проведения молодежного форума под девизом: «Каждой школе – толерантного учителя!».

В процессе обсуждения были высвечены проблемы: падение престижа учителя, приводящее к сокращению набора на ступенях ВПО и СПО; низкая мотивация к учительской профессии, обуславливающая снижение качества подготовки; отсутствие содержательного контента в новых ГОС ВПО и СПО; недостаточная компетентность преподавателей вуза и колледжа в технологиях подготовки современного учителя и др.

В ходе педагогического марафона достигнуто понимание необходимости объединения усилий СПО и ВПО в подготовке учителя для новой школы в едином образовательном пространстве ЮФО и СКФО; намечены новые модели взаимодействий в системе СПО И ВПО – педагогические акции, телемарафон, волонтерское студенческое движение, обмен преподавателями и студеными для изучения образовательного модуля, летне-зимние оздоровительные центры повышения квалификации и др.; определены факторы влияния на имидж учителя и основные педагогические компетенции современного учителя новой школы; актуализирована необходимость интеграции педагогических технологий и средств искусства.

По результатам марафона были приняты следующие решения: продолжить второй этап педагогического марафона по Южному федеральному округу – Ростов-на-Дону – Волгоград – Астрахань – Элиста; сохранить единое образовательное пространство ЮФО и СКФО; создать банка инновационных педагогических технологий подготовки учителя, способного работать в поликультурном и информационном пространстве школы; включить в педагогический марафон органы управления образованием и активизировать деятельность студентов в педагогических акциях.

Следует особо отметить интерес преподавателей ПО и ВПО к вопросам управления качеством образования, созданию нового образовательного контента, к технологиям преподаваниям, к компетенциям современного учителя. Профессиональное педагогическое сообщество СКФО, участвовавшее в марафоне, высказало потребность в дальнейшем сотрудничестве с ЮФУ, что раскрывает возможности расширения взаимодействия субъектов по разным профилям и направлениям.

Участники педагогического марафона отметили своевременность и значимость обозначенных проблем и намеченных путей их решения, а также высоко оценили интеграцию образовательных пространств двух округов Южнороссийского пространства в актуализации педагогических проблем, важных для России в целом.

Р.М.Чумичева,

Декан факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, д.п.н., профессор.

Т.К.Гусева,

Зам. декана по учебной работе факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, к.п.н., доц. 




comments powered by HyperComments
газета
'Южный Университет'
gazeta@sfedu.ru, pr@sfedu.ru
344006, г.Ростов-на-Дону,
ул.Большая Садовая, 105/42,
ком.506 б
Горшенкова Ольга Александровна


+7(863)263-82-85
+7(863)244-09-94